Найти тему
ТС - Твоя Слава

Творческое безумие. Театральный триллер

Премьера психологического триллера «Портрет» творческого объединения «Скотный двор» прошла на «Этаже». Постановка актёров-любителей продолжила интерактивный сериал в формате театральных постановок «Кто ты?». Зрители не только нашли ответы к «Портрету», но и смогли связать все серии в единый рассказ.

Третий эпизод требовал от зрителей подготовки: чтобы полностью понять происходящее на сцене, зрителям нужно было посмотреть две другие серии. Первая из них – «Человек со множеством имён» вышел в декабре 2017 года. Авторы признаются, что дебютный спектакль коллектива – первый эпизод сериала, также как его видеозапись «в ужасном качестве». Не согласиться с этим сложно, но для дальнейшего понимания сериала познакомиться с ним нужно. Второй эпизод «Ящик с кошмарами» был поставлен по одноимённому рассказу Чака Паланника из романа «Призраки». Все три постановки соединяют в себе черты детектива и триллера. Каждая серия содержит отсылки к другим.

В «Портрете» особую роль играют светящиеся кубы. Это и стол, и постель, и создатель атмосферы – тревожной и интимной при красном свете, нестерпимо яркой – при белом свете по утрам, которым предшествует полумрак или темнота. При этом в некоторых частях постановки равномерный белый свет становится лишь частью освещения, не мешая следить за театральным действием.

Почти каждая вещь в постановке «выстреливает». За ширмой несколько раз переодеваются, меняя вместе с одеждой реальность. Картины на стенах создают атмосферу творческой мастерской, а потом оказываются посланием из психиатрической лечебницы и лицом мировой художественной выставки. Бумажные цветы на сидениях превращают зрителей в участников постановки. В шкафу с зеркалом не только берут одежду, но и прячутся, а также смотрят в лживое отражение вместо души, о котором перед этим говорят в стихах. Примерно половина речей – стихотворения. При этом они так органично вписаны в сценарий, что иногда не сразу удаётся понять, что это стихи.

-2

Постановка, вероятно, без ведома создателей, меняется по ходу развития событий. Задним рядам было плохо видно происходящее на сцене, поэтому в антракте два передних ряда раздвинули, оставив в центре пустое пространство. Из-за этого те, кто сидел на крайних справа сидениях, стали видеть в зеркале отражения. Вторая часть более напряжённая и пугающая, а отражающиеся в зеркале неподвижные тёмных фигуры зрителей добавляют мрачности, люди напоминают призраков.

Перед началом постановки нас предупреждают, что действие будет происходить не только на сцене, но и за её пределами, однако оборачиваться не нужно. Невидимые голоса и тихие звуки за спиной заставляют воспринимать происходящее с позиции главной героини (Ирина Котова). Также как она слышать спор родителей за стеной, голос любимого в телефоне. Однако с передвижением стульев некоторые из зрителей начинают видеть в отражение то, что нужно лишь слышать. Задумка авторов не воплощается в полной мере, зато зрители могут самостоятельно решать, как воспринимать происходящее: с позиции Джесс или стороннего наблюдателя. Актёры отыгрывают общение за спиной также хорошо, как на сцене, поэтому варианты равноправны.

-3

Некоторые «страшные» моменты вызывают скорее улыбку. Так мысли Джесс (Виктория Сучилова) бьются головой о стену с громким стуком, но мы отчётливо видим двигающуюся вместе со лбом ладонь. Убийство родителей, когда Джесс «втыкает» в них нож в чехле тоже кажется сначала нелепым, однако вскоре становится понятно, что мы находимся в сюрреалистичном мире фантазий. Картонные действия сразу приобретают новый смысл, помогают погрузиться в атмосферу безумия. Красные элементы одежды Джесс и её мыслей полностью оправданы, обе героини напоминают тайфун, неожиданно крушащий всё вокруг.

Театральный триллер – сложный жанр, он требует сильного воздействия на психику зрителей, должен вызывать если не ужас, то хотя бы мурашки. «Портрет» с этим справляется. Создатели не пытаются передать чувства героя только при помощи блестящей актёрской игры. С этой задачей часто не могут справиться и профессиональные актёры. Передать безумие помогают спецэффекты вроде игры со светом, швыряния актёров в стены, блеск ножей и шприцов, а также громкие крики. Последние особенно хороши: звучат в самую подходящую секунду, наполнены ужасом и напоминают про бедных свинок со скотобойни.

Осторожно! Дальше несколько спойлеров

-4

Джесс сходит с ума постепенно. К моменту, когда она становится мычащим овощем в смирительной рубашке, мы уже испытываем к ней симпатию, в чём-то соотносим с собой. Мы не можем ненавидеть ни одного из персонажей, все они по-своему добрые и заботливые, но каждый вызывает отторжение. «Портрет» рассказывает про очень похожих на нас людей, которые немного или полностью безумны. Финал трагичен, но слегка затянутые титры дают время прийти в себя. Зритель получает от спектакля свою порцию страха и боли, а потом идёт пить чай с булочкой и размышлять о всеобщем безумии. Также, как после любого хорошего триллера.

Сфотографировал Никита Марков

Написала твоя Слава