Премьера психологического триллера «Портрет» творческого объединения «Скотный двор» прошла на «Этаже». Постановка актёров-любителей продолжила интерактивный сериал в формате театральных постановок «Кто ты?». Зрители не только нашли ответы к «Портрету», но и смогли связать все серии в единый рассказ.
Третий эпизод требовал от зрителей подготовки: чтобы полностью понять происходящее на сцене, зрителям нужно было посмотреть две другие серии. Первая из них – «Человек со множеством имён» вышел в декабре 2017 года. Авторы признаются, что дебютный спектакль коллектива – первый эпизод сериала, также как его видеозапись «в ужасном качестве». Не согласиться с этим сложно, но для дальнейшего понимания сериала познакомиться с ним нужно. Второй эпизод «Ящик с кошмарами» был поставлен по одноимённому рассказу Чака Паланника из романа «Призраки». Все три постановки соединяют в себе черты детектива и триллера. Каждая серия содержит отсылки к другим.
В «Портрете» особую роль играют светящиеся кубы. Это и стол, и постель, и создатель атмосферы – тревожной и интимной при красном свете, нестерпимо яркой – при белом свете по утрам, которым предшествует полумрак или темнота. При этом в некоторых частях постановки равномерный белый свет становится лишь частью освещения, не мешая следить за театральным действием.
Почти каждая вещь в постановке «выстреливает». За ширмой несколько раз переодеваются, меняя вместе с одеждой реальность. Картины на стенах создают атмосферу творческой мастерской, а потом оказываются посланием из психиатрической лечебницы и лицом мировой художественной выставки. Бумажные цветы на сидениях превращают зрителей в участников постановки. В шкафу с зеркалом не только берут одежду, но и прячутся, а также смотрят в лживое отражение вместо души, о котором перед этим говорят в стихах. Примерно половина речей – стихотворения. При этом они так органично вписаны в сценарий, что иногда не сразу удаётся понять, что это стихи.
Постановка, вероятно, без ведома создателей, меняется по ходу развития событий. Задним рядам было плохо видно происходящее на сцене, поэтому в антракте два передних ряда раздвинули, оставив в центре пустое пространство. Из-за этого те, кто сидел на крайних справа сидениях, стали видеть в зеркале отражения. Вторая часть более напряжённая и пугающая, а отражающиеся в зеркале неподвижные тёмных фигуры зрителей добавляют мрачности, люди напоминают призраков.
Перед началом постановки нас предупреждают, что действие будет происходить не только на сцене, но и за её пределами, однако оборачиваться не нужно. Невидимые голоса и тихие звуки за спиной заставляют воспринимать происходящее с позиции главной героини (Ирина Котова). Также как она слышать спор родителей за стеной, голос любимого в телефоне. Однако с передвижением стульев некоторые из зрителей начинают видеть в отражение то, что нужно лишь слышать. Задумка авторов не воплощается в полной мере, зато зрители могут самостоятельно решать, как воспринимать происходящее: с позиции Джесс или стороннего наблюдателя. Актёры отыгрывают общение за спиной также хорошо, как на сцене, поэтому варианты равноправны.
Некоторые «страшные» моменты вызывают скорее улыбку. Так мысли Джесс (Виктория Сучилова) бьются головой о стену с громким стуком, но мы отчётливо видим двигающуюся вместе со лбом ладонь. Убийство родителей, когда Джесс «втыкает» в них нож в чехле тоже кажется сначала нелепым, однако вскоре становится понятно, что мы находимся в сюрреалистичном мире фантазий. Картонные действия сразу приобретают новый смысл, помогают погрузиться в атмосферу безумия. Красные элементы одежды Джесс и её мыслей полностью оправданы, обе героини напоминают тайфун, неожиданно крушащий всё вокруг.
Театральный триллер – сложный жанр, он требует сильного воздействия на психику зрителей, должен вызывать если не ужас, то хотя бы мурашки. «Портрет» с этим справляется. Создатели не пытаются передать чувства героя только при помощи блестящей актёрской игры. С этой задачей часто не могут справиться и профессиональные актёры. Передать безумие помогают спецэффекты вроде игры со светом, швыряния актёров в стены, блеск ножей и шприцов, а также громкие крики. Последние особенно хороши: звучат в самую подходящую секунду, наполнены ужасом и напоминают про бедных свинок со скотобойни.
Осторожно! Дальше несколько спойлеров
Джесс сходит с ума постепенно. К моменту, когда она становится мычащим овощем в смирительной рубашке, мы уже испытываем к ней симпатию, в чём-то соотносим с собой. Мы не можем ненавидеть ни одного из персонажей, все они по-своему добрые и заботливые, но каждый вызывает отторжение. «Портрет» рассказывает про очень похожих на нас людей, которые немного или полностью безумны. Финал трагичен, но слегка затянутые титры дают время прийти в себя. Зритель получает от спектакля свою порцию страха и боли, а потом идёт пить чай с булочкой и размышлять о всеобщем безумии. Также, как после любого хорошего триллера.
Сфотографировал Никита Марков
Написала твоя Слава