Встреч с кино в жизни Йодзи Ямамото было немало, но его одежда больше напоминает поэзию, и начать эту историю нужно именно так.
Свою первую коллекцию в Париже он представил в 1981-м — и вначале казалось, что это не революция, а провал. На фоне яркой и соблазнительной моды тех лет его угольно-черные асимметричные вещи с необработанными краями смотрелись как вызов, как удар. Но, поначалу задохнувшись от возмущения, Париж пал. Но, несмотря на негативные отзывы критиков, закупщики бутиков и универмагов буквально рвались в офис Ямамото и даже сломали там эскалатор: они были уверены, что эта странная одежда — именно то, что нужно современным модникам. И хотя копья по поводу стиля Ямамото будут ломать еще целое десятилетие, — почему она такая мрачная? почему будто рваная? — самые передовые эксперты объявили Ямамото гением моды и главным из плеяды японских дизайнеров.
Уже в конце 1980-х Йодзи был на вершине модного олимпа наряду с Ивом Сен-Лораном и Аззедином Аллайей. Но по-настоящему культовый статус за Йодзи закрепил кинематограф. В 1989-м Вим Вендерс снял о дизайнере фильм «Записки об одеждах и городах». Предыстория картины такова: когда парижский Центр искусства и культуры Жоржа Помпиду предложил Вендерсу снять документальный фильм о мире моды, он чуть было не отказался. Но потом подумал, что фильм можно использовать как повод познакомиться с человеком, который сделал его любимый пиджак… Оказалось, что как-то раз Вендерс, которого совершенно не интересует мода, купил сорочку и пиджак, не посмотрев на лейбл, — ему понравилось, что вещи выглядели словно уже слегка поношенными. Примерив обновку, Вендерс увидел в зеркале самого себя, но лучше — словно впервые по-настоящему стал собой. «Какой секрет раскрыл Ямамото? Чувство, которое рождала эта вещь, шло из глубины, из моего прошлого. Пиджак напомнил о детстве и отце, словно мои воспоминания вшили или даже вплелись нитью в ткань», — размышлял режиссер.
Но одним кино Йодзи, конечно, не ограничился. За без малого четыре десятилетия в моде он поучаствовал в сотне проектов — к примеру, в Токио можно попасть на концерты Йодзи-музыканта (он поет, играет на гитаре и гармонике), время от времени в его бутике в районе Аояма проходят выставки его живописи. В 1990-е он делал костюмы для оперы («Мадам Баттерфляй», «Тристан и Изольда», «Сусаноо»). А в 2000-е одним из первых обратил внимание на уличную моду — его демократичную марку Y3 носили самые актуальные рэперы, а сегодня созданные им совместно для adidas кроссовки модницы сочетают с платьями и деловыми костюмами. Да, Йодзи до сих пор безумно актуален. И при этом всегда остается собой. «Я никогда не следовал трендам, никогда не шел широкой дорогой мейнстрима. Я всю жизнь иду узкой, очень узкой тропой…» Спасибо вам за это, маэстро!
Полную версию статьи читайте в KiMONO №14
Текст: Марина Такимото