Скопировать, конечно, можно. Вопрос в другом. Что получится в результате копирования?
Обычно в результате копирования получается контрафакт. Большими специалистами в области копирования, являются китайские производители. Но и другие страны не брезгуют создавать копии. Даже СССР, в конце 40-х годов прошлого века, скопировал американский бомбардировщик B-29. Самолет получился хороший, но достичь характеристик оригинала не удалось. Скорость и потолок самолета Ту-4 оказались ниже, чем у оригинала. Максимальная скорость B-29 – 604 км/час, а Ту-4 – 558 км/час. Потолок B-29 – 12 км, а Ту-4 – 11,2 км.
Почему не удалось достичь характеристик оригинала?
Во-первых, был превышен вес нашего самолета Ту-4. Масса пустого B-29 – 31815 кг, а Ту-4 – 36850 кг.
Во-вторых, в СССР не смогли скопировать двигатели B-29, были установлены другие двигатели, выпускаемые в СССР по лицензии.
Эти, казалось бы, небольшие изменения конструкции самолета, не позволили достичь характеристик оригинала.
Пытались и американцы скопировать наш ракетный двигатель РД-180, но видно у них не получилось, поскольку они до сих пор, покупают у нас эти двигатели.
Китай, еще в начале 90-х годов, начал закупать у России зенитно-ракетные комплексы С-300. По некоторым данным, Китаем было куплено 40 дивизионов С-300, разных модификаций. И сразу, после первой закупки, они начали копировать С-300. Китайский вариант комплекса, получил обозначение HQ-9. Внешне комплекс HQ-9 очень похож на наш комплекс С-300, но характеристик оригинала достичь не удалось. Комплекс С-300 может одновременно обстреливать 36 целей, и на минимальной высоте цели 10 метров, а китайский комплекс – 6 целей, и минимальная высота цели – 500 метров. Согласитесь, разброс параметров не маленький.
Китайский комплекс HQ-9, появился на международном рынке вооружений, через 21 год после попытки скопировать комплекс С-300. Вся, скопированная Китаем наша техника, на рынке вооружения спросом не пользуется. В основном Китай продает свой контрафакт в страны третьего мира, где определяющим достоинством военной техники, является ее цена.
Та же проблема, случилась у китайцев с копированием наших истребителей. Еще в 1991 году, Китай стал закупать истребители Су-27. Первые 24 машины, Китай приобрел по бартеру. А, в 1996 году, он заключил договор на поставку Россией 200 самолетов Су-27, новой модификации. После того, как Китай получил 100 самолетов, он расторг договор, на дальнейшую поставку истребителей Су-27.
Самолет был скопирован, и получил обозначение J-11B, но, до сих пор, Китай покупает наши двигатели, для своего самолета J-11B. Двигатель скопировать им так и не удалось. Попытка скопировать двигатель истребителя, продолжается уже 28 лет. Возможно, в конце концов, им удастся создать свой двигатель для J-11B, подобный нашему, но за это время двигатель успеет устареть, а Россией будет создан новый двигатель. И все начнется сначала!
Вот, что о копировании вооружения, пишут зарубежные издания:
«Как-то на одном уважаемом форуме НАСА обсуждали «американскую зависимость от русского двигателя», в частности, тему технического клонирования, мол, «в конце концов, почему бы не измерить все детали и с помощью атомных оптико-эмиссионных спектрометров не определить их состав, чтобы сделать такую же силовую установку».
«Этот же вопрос однажды мне задал старина Маккейн. Тогда в ответ я у него спросил, нравятся ли ему китайские автомобили? Это к слову о тех, кто ворует интеллектуальную собственность. Я также напомнил историю с кражей чертежей фюзеляжа нашего F-22. Но все это мелочи! Если у вас есть сотни исходных данных и конечный результат в виде параметров движка, то нужно построить еще миллионы промежуточных формул, с помощью которых, собственно, и рассчитывают каждый его узел в отдельности и все они вместе. Наши молодые инженеры построили десятки математических моделей РД-180, но всегда получали худший результат, чем у русских. Вывод таков: из оригинала можно сделать только контрафакт, слишком много неуловимых нюансов. Наверное, китайцев устраивает такое положение дел, нас — нет. Копирование возможно только до определенного уровня, когда еще можно объяснить технику математически или научно. Иными словами, двигатели такой сложности проще сделать с нуля, создав свою инженерную школу, чем пытаться разобраться в технологических головоломках других изобретателей. Именно с этим сталкиваются разработчики софтов. Программист никогда не возьмется дописывать сложную программу за другого программиста, если нет детального алгоритма».
Еще можно приводить много примеров, попыток копирования военной техники. И о попытке Ирана скопировать наш комплекс С-400, и попытки Китая скопировать наш истребитель Су-35. Но одно понятно, продавать свою передовую военную технику выгодно. В 90-е годы, продажи нашей военной техники в Китай, позволили выжить нашему ВПК, и в настоящие время торговля оружием, не потеряла своего значения.
Понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Вам не трудно, а мне стимул для написания других статей.
Читайте другие статьи по этой теме.
Может ли Венесуэла противостоять агрессии США?