Найти тему
6000 миль до Голливуда

Великолепная афера

Оглавление

( Matchstick Men, 2003, США)

Два оскароносных актёра и какая-то пигалица... Или нет, сегодня будет правильнее сказать "Сэм Рокуэлл и два каких-то лузера".
Два оскароносных актёра и какая-то пигалица... Или нет, сегодня будет правильнее сказать "Сэм Рокуэлл и два каких-то лузера".

На заре нового тысячелетия, в те былинные времена, когда Николас Кейдж ещё был хорошим актером (понимаю, сегодня в это трудно поверить, но вы уж постарайтесь), пригласить его к себе в фильм вовсе не считалось зашкваром. Даже круто зазвездившийся после "Гладиатора" и "Черного ястреба" Ридли Скотт не нашел ничего зазорного в том, чтобы поработать с Николасом, пускай их совместный фильм не принёс в итоге Ридли ни денег, ни славы, став первым его провалом после целой череды успешных лент. Правда, обвинять в прокатном фиаско "Великолепной аферы" Кейджа нельзя. В действительности это был "косяк" Скотта, который слишком резко переключился с любимого его поклонниками, кровавого жесткача на интеллигентную авантюрную драму. Пусть и остросюжетную, но совершенно бескровную. И вдобавок с героем, чьи психические расстройства были, скажем так, чисто бытовые и не такие эпичные, как у Ганнибала Лектера, бесчинства которого Ридли живописал на экране двумя годами ранее.

Собаководы всего мира заявляют Ридли Скотту решительное "фу!" за эту душераздирающую сцену.
Собаководы всего мира заявляют Ридли Скотту решительное "фу!" за эту душераздирающую сцену.

Конечно, нынешний пресыщенный кино и сериалами зритель раскусит главную интригу "Великолепной аферы" едва ли не в самом начале. Особенно, если он успел посмотреть "Лучшее предложение" Джузеппе Торнаторе и блестящие "Девять королев" Фабио Бьелински. Но если вы всё же притворитесь, что доселе не видели фильмов с аналогичными сюжетными вывертами и сосредоточите внимание на полёте режиссёрской мысли, тогда и эта картина продемонстрирует вам всё своё изящество и красоту.
Итак, работает, значит, в Лос-Анджелесе дуэт мошенников Роя (Кейдж) и Фрэнка (Рокуэлл). Дела они мутят по-скромному, особо не борзея и вытягивая из доверчивых горожан лишь по паре-тройке тысяч баксов за раз, не больше. И всё бы ничего, кабы Рой не страдал целым букетом фобий, которые мешают ему не только нормально жить, но и зачастую облапошивать клиентов. К примеру, Рой помешан на идеальной чистоте, а также панически боится открытых дверей, солнечного света, незнакомой еды и много-много чего ещё. А поскольку в этой команде аферистов именно он главный мозг, Фрэнку иногда приходится аж наизнанку выворачиваться, чтобы заставить его перестать дрожать при виде окружающей действительности и выйти на работу.

Сэм Рокуэлл - тоже один из тех удивительных актеров, которые, кажется, с годами ничуть не стареют. Сравните хотя бы Кейджа пятнадцатилетней давности с нынешним уныло-обрюзгшим Кейджем, и Рокуэлла, который, наверное, даже фотографию в паспорте ни разу не менял.
Сэм Рокуэлл - тоже один из тех удивительных актеров, которые, кажется, с годами ничуть не стареют. Сравните хотя бы Кейджа пятнадцатилетней давности с нынешним уныло-обрюзгшим Кейджем, и Рокуэлла, который, наверное, даже фотографию в паспорте ни разу не менял.

Но вот, когда однажды напарникам выпадает шанс провернуть по-настоящему крутое многоденежное дельце, в жизни Роя случается кое-что посерьезнее его каждодневных страхов. Внезапно он узнаёт, что у него есть уже почти взрослая дочь Анжелка, с чьей скрывшей беременность матерью они расстались ещё 17 лет назад. И, разумеется, даже такой бзиканутый на всю голову папаша, как Рой, не может не встретиться со своим внезапно отыскавшимся ребенком. Что вскорости и происходит, благо девчонка сама не прочь познакомиться с этим горе-родителем.
Анжелка тоже оказывается чертовски сообразительной - ну прямо вся в папаню! - и быстро раскусывает, чем тот зарабатывает себе на пропитание. После чего... сама хочет войти в долю их с Фрэнком бизнеса! На что Рой заявляет ей свое категорическое отцовское "нет". Которое, естественно, вскоре превращается в "да", ведь Анжелка - эксперт по упрашиванию, тем более, что как отец Рой ведет себя с нею слишком уж мягкотело.

Мошенничество - это, понимаешь, вам не праздник, а тяжкий, изматывающий труд.
Мошенничество - это, понимаешь, вам не праздник, а тяжкий, изматывающий труд.

Дальше сюжет мог пойти двумя путями и он, к счастью, свернул на правильный. То есть не скатился в семейную мелодраму с непременным морализаторством в финале типа "Ой, мы всё-всё осознали и больше так не будем", а остался в своём первоначальном, цинично-авантюрном ключе. Само собой, что мораль у "Великолепной аферы" тоже имеется, но она вовсе не навязчивая и ничуть не портит развязку картины. Которую, повторюсь, вы наверняка предугадаете, но от этого она всё равно не становится менее лихой и драматичной.

***

В общем, хоть это и не привычный вам гладиаторно-ястребиный Ридли Скотт, как бы то ни было, этот его фильм тоже отлично смотрится и оставляет после себя приятное послевкусие. Пускай не особо сюрпризное в целом, зато радующее в мелочах и традиционно высокой для Скотта того времени (увы, не нынешнего) проработкой сюжетных деталей. А также первоклассной иронией, что пронизывает весь фильм и задаёт этой истории исключительно правильную тональность.
Совершенно не заслуженный кассовый провал, я считаю.

Трейлер фильма: