Прежде чем написать статью, я думала над тем, с чего это я знаю все, что напишу. А вот с чего:
1️ Проведя анализ более чем 200 предприятий, большинство из которых стартапы (> 50%), мне чудом удалось сохранить веру в предпринимателей и экономику России, и я продолжила коллекционировать ошибки бизнесменов, успешно применяя их практику вместе со своей;
2️Посмотрев на все эти 200 предприятий, а также проконсультировав около 500 предпринимателей только за последние 3 года, я поняла, как делать категорически нельзя.
Вот тут делюсь с вами этим опытом ошибок отечественных предприятий.
Мне нравится сравнение, которое всегда крутится в голове во время принятия решения о сотрудничестве с той или иной компанией. Я его сама придумала:). В общем, если Toyot'е внутрь разместить движок Ferrari, она не проедет долго. Так и франчайзинг: являясь движком Ferrari для бизнеса, он должен быть помещён в модель готового для этого бизнеса, иначе убьёт его изнутри.
Первое! И самое важное! Это адекватность личности собственника предприятия, которое собирается начать путь во франчайзинге. Поэтому я назначаю первичную консультацию именно с собственником бизнеса, чтобы понять, есть ли у компании шанс выплыть и вырасти. Как говорит многим известный питерский бизнес-тренер, основатель школы "Вверх", "Рыба гниет с головы". Именно поэтому важно смотреть этой рыбе в глаза. На консультации сразу видно, готов ли собственник к внедрению франчайзинга или это временная вспышка в его сознании, так сказать дань моде или дань своим амбициям. Ведь 80% собственников, узнав от меня про основные подводные камни рынка, сдуваются быстрее шарика, ведь это ещё тот личностный рост, компанию растить. А что делать? Говорю им все как есть.
Второе! И тоже важное. Успела ли компания за годы работы укомплектовать свои бизнес-процессы, в какой они готовности к трансформации находятся, справятся ли процессы и ресурсы с изменениями на фоне масштабирования. Поэтому, вторым шагом важно сделать глубокий анализ именно процессов и ресурсов предприятия. Многие собственники ошибочно полагают, что оценить конкурентную среду для своей франшизы - это все, что нужно. Но это лишь 15% успеха. Остальные 85% - это "внутренности" масштабирующегося предприятия. Именно данный шаг (глубокий анализ) показывает, готова ли компания к изменениям. На моих глазах компании разваливались из-за невозможности обслужить процессы взаимоотношений с франчайзи. Мне так жаль! Не хочу видеть такого повторения. В этом пункте даже имён не привожу.
Третий фактор! Это возраст предприятия, а также возраст опыта топ-менеджмента компании. Идеально растут предприятия возрастом от 5-7 лет. Франчайзинг на более ранних стадиях развития предприятия - в 90% это переоценка собственного потенциала. Редко, но исключения все же бывают. Одни молодые ребята из Тулы открыли сеть кофеен "Кофе Культ" и к моему удивлению реально выросли, заняли нишу между "Даблби" и несетевыми.
Четвёртый фактор - изюминка компании. И это далеко не ее продукт, забудьте эту старомодную лабуду. Никто не конкурирует продуктами, никто не конкурирует даже маркетингом, в России все решают только связи, то есть партнеры предприятия. Чем они более профессиональны и чем плотнее у вас отношения, тем легче расти! Поэтому, в 90% загибаются франшизы без партнерств. Партнеры - крутое превосходство.
Если во всех четырёх пунктах у вас есть жирный плюс, значит ваше время пришло. Если более одного минуса - забудьте про франчайзинг и займитесь действительно приоритетными вещами: например, своим бизнесом.
На этом пожалуй все.