Сезон новогодних праздников превратился в сезон просмотра хороших фильмов, одним из которых стал великолепный «Бен Гур» 1959 года. Неожиданно интересный и увлекательный фильм даже для новоиспеченного 2019го , несмотря на дату выхода. Вообще, замечаю, что мне всё больше нравятся фильмы прошлого века, нежели нынешнего, хотя не могу сказать, что здесь не бывает исключений))
Почему же именно Бен Гур? Могу сказать, что этот фильм мне посоветовали, сказав, что картина не оставит меня равнодушной. Отбросив свои сомнения, я последовала совету и принялась за просмотр. Что было дальше — сейчас расскажу.
За время просмотра со мной происходили различные метаморфозы: от слез до ощущения радости, страха, отвращения, паники и злости, а то и все накатывало сразу. А теперь попытаюсь разобраться, чем были эти эмоции спровоцированы. Конечно, сюжет. И еще раз — сюжет+игра актеров. Зрелищность, декорации, костюмы, спецэффекты теряют смысл без тонкой, но ярко красной линии сюжета, которая, словно нить с иглой, проходит через истории всех персонажей и сшивает их, соединяя в одну судьбу. Что это за нить с иглой, и каким образом она способна соединять персонажей — каждый решит для себя сам. Кто-то назовет её любовью, кто-то — верой. Кто-то — общей сюжетной линией. Это зависит от восприятия каждого зрителя в отдельности. Не буду сейчас искушать и скажу лишь: фильм заставляет задуматься о том, как мы живем, что мы делаем, какие решения принимаем и, самое главное, почему делаем всё так, а не иначе. Внимание! Может возникнуть сильное чувство дежавю!
Конечно, многие знают, о чем фильм. Успешный человек, самый богатый житель Иудеи по имени Иуда Бен Гур после череды судьбоносных событий попадает на галеру, где ему сулят смерть. Несмотря ни на что, спустя три года изнурительной работы гребцом на судне, в морском бою он чудом спасается с корабля римлян и помогает выжить консулу Рима. По истечении некоторого времени, он возвращается в родной Иерусалим в новом статусе, где судьба приготовила для него череду не менее трудных испытаний. Действия происходят во время жизни и распятия Иисуса Христа.
Поражает, с каким трепетом режиссер отнесся к личности Иисуса Христа, я бы даже сказала, почтением. (Все помнят «Мастера и Маргариту» в постановке Бортко с Безруковым в роли Иешуа, в Бен Гуре же Иисус — персонаж по сценарию и частоте появления в кадре — не главный, но второстепенным его назвать не поворачивается язык. Кстати, кто смотрел Мастер и Маргариту и Бен Гур - напишите, как вам подход в обеих картинах к образу Христа? Интересно услышать разные мнения).
Великолепно сыграна роль Мессалы (Стивен Бойд), он — друг Иуды (Чарлтон Хестон) по сценарию и полная его противоположность по духу, воплощает в себе амбиции и тщеславие, присущее римскому владычеству в те годы, отвергающее Христиан. Вообще, сейчас мне даже кажется, что образ Мессалы вмещает в себя негативную сторону всего Рима в целом — это жадность, даже алчность, жестокость, властолюбие, гордыня, чрезмерность во всем, которая позже вылилась в то, что вылилось - все же знают о печальном исходе целой империи? В общем, что я хочу сказать — как бы не был ужасен Мессала, роль его в картине — просто выше всяких похвал. Отрицательных персонажей тоже надо уметь «играть».
Вообще, по логике, сейчас бы надо и про Бен Гура рассказать как о персонаже, но я не буду, ибо лучше один раз увидеть, чем сто обзоров написать. Скажу лишь одно — забыть его не получится: внутренняя борьба добра и зла выражается в глазах, на лице, ведь все-таки он — обычный человек, который умеет страдать, бояться, ненавидеть. Но значение имеет лишь то, что одерживает в нем победу в конце.
Хочется в завершении еще раз сказать о том, с каким достоинством и как щепетильно картина была создана. Смотреть - одно удовольствие. Современный кинематограф совсем не тот рядом с этим фильмом — что тут сказать, 11 оскаров - это вам не «Елки» штамповать.
Фильм достаточно долгий, но я ни минуты не пожалела о потраченных минутках, чего и вам желаю, потому что классику надо знать)
Не прощаемся.
Анна Кот