Стратегия: Начало
Определение стратегии
Однажды, два президента компаний решили отправиться на кемпинг в лес. Гуляя в лесу, они отошли от лагеря далеко и наткнулись на медведя, который, заметив их, встал на задние лапы и уже готовился напасть. Один из них в панике стал убегать, а второй оставшись на своем месте кричит убегающему, что как бы тот не убегал, от медведя ему не убежать. А убегающий крикнул в ответ, что может от медведя и не убежит, но выиграет для себя время, тем самым оставив того на произвол судьбы. У того кто впереди есть конкурентное преимущество - он впереди, что и возможно позволит ему выжить.
Современное понятие стратегии пришло с применения военных стратегий. Самое первое определение стратегии - искусство ведения войны. Цель любой хорошей армии на поле битвы - занять наиболее выгодную позицию. Также и на рынке. Чтобы быть первым на рынке необходимо иметь четкую стратегию, и не просто начирканную на бумаге для галочки, а ту, на которую вы будете обращать внимание каждый раз когда будете принимать важные стратегические решения.
Определение стратегического менеджмента
До того как переходить к определению стратегического менеджмента, вы должны понять пирамиду принятия решений:
Пирамида как видите, состоит из трех уровней. Уровни означают длительность или перспективу. Самый важный уровень - стратегия. Стратегия разрабатывается на десятки лет вперед. Тактика - план поэтапного достижения цели в перспективе на год. Основа ее - операция, любые действия или решения проходящие на этом уровне оказывают влияние на ежедневную активность. Иначе говоря, стратегию на десяток лет разбивают на тактические планы на каждый год и каждый тактический план разбивается на операции, которые необходимо выполнять ежедневно, чтобы достичь цели.
"Стратегический менеджмент - искусство и наука формулирования, внедрения и оценивания решений для достижения цели" - Фред и Форест Дэвид
Фред и Форест дело говорят. СМ - действительно искусство. И опирается все это искусство на три процесса: формулирование, внедрение и оценивание стратегии.
Причина, по которой вам необходим СМ
Первая причина - ориентирование на результат. Компании имеющая стратегию легче добиться цели, так как она знает к чему стремиться.
Вторая причина - рациональное управление ресурсами в долгосрочной перспективе. Компания, которая мудро распоряжается своими ресурсами сможет избежать угроз рынка. Это принцип осмотрительности, один из фундаментальных принципов долголетия компании, которые обсуждали в статье Как построить компанию, которая проживет более века
"Если вы хотите построить мост, то вы должны знать куда будет вести этот мост" - Остан Гулсби