После кубинских событий Эрнесто Че Гевара превратился в универсального солдата революции. Сидеть по кабинетам и решать производственные задачи было не по его характеру, поэтому Гевара пытался организовать революции в Африке. Его убили при поддержку ЦРУ. Он погиб как настоящий революционер, не сдававшийся до последнего вздоха.
В апреле 1965 года Эрнесто Че Гевара написал письмо Фиделю Кастро, в котором отказался от всех постов и кубинского гражданства, а затем негласно покинул Остров свободы. Поползли различные слухи об его гибели, преимущественно в американских СМИ. Однако Гевара был живее всех живых, он отправился в Демократическую Республику Конго, где проходили антиправительственные выступления. Команданте рассчитывал развернуть там большую партизанскую войну, но всё сложилось неудачно. Позже в своём дневнике, посвященном операции в Конго, он запишет: «Это история провала».
Затем Че Гевара находился в Чехословакии до июля 1966 года. Он скрывался под именем гражданина Уругвая Рамона Бенитеса. Не секрет, что у Гевары была астма. В Чехословакии Че проживал в закрытом санатории Министерства здравоохранения ЧССР, где лечился от малярии и астмы.
Весной 1966 года в Гаване проходила конференция, на которую Гевара направил послание:
«Каким близким и сияющим стало бы будущее, если бы на планете возникло два, три, много Вьетнамов — пусть с их квотами смертей и безмерными трагедиями… основной урок Кубинской революции и её главного лидера, урок, вытекающий из положения, которое они занимают в этой части планеты: Что значит опасность, угрожающая одному человеку или даже целому народу, что значат их жертвы, когда на кону судьба человечества?»
Осенью 1966 года началась партизанская война Че Гевары в Боливии. Он руководил отрядом в 50 человек, который действовал как Армия национального освобождения. Отряд был хорошо оснащён и провёл несколько успешных операций против регулярных войск в сложной гористой местности региона Камири. Несмотря на жестокость конфликта, Гевара оказывал медицинскую помощь всем раненым боливийским солдатам, которые попадали в плен к партизанам, а позже освобождал их. Во время своего последнего боя Гевара был ранен, в его винтовку попала пуля, которая вывела оружие из строя, затем он расстрелял все патроны из пистолета.
Угроза, исходившая от Че, заключалась в том, что Че Гевара превратился в «универсального солдата» революции: революционер, не связанный догмой, территорией, необходимостью объективных условий революции, классовым подходом и принципами коммунистической революции.
7 октября 1967 года информатор Сиро Бустос выдал боливийским специальным войскам место расположения партизанского отряда Че.
Через день одна из местных женщин сообщила правительственным войскам, что слышала голоса на каскадах реки в ущелье Кебрада-дель-Юро. В этот же день подразделение капитана Гари Прадо Сальмона встретило огнём отряд Че, убив двоих солдат и многих ранив. В 13:30 они окружили остатки отряда 650 солдатами и захватили раненого Че Гевару.
У Че было сквозное ранение в правой голени, все волосы в грязи, одежда разорвана, а ноги одеты в грубые кожаные чехлы-носки. Несмотря на весь свой утомлённый вид Че высоко держал голову, смотрел всем в глаза и просил только курить. Когда к Геваре подошел боливийский офицер и попытался вырвать трубку из его рта в качестве сувенира, Че ударил его об стену, несмотря на связанные руки.
Президент Боливии Бене Баррентес Ортуньо подписал приказ о расстреле Че Гевары. Палачом стал Марио Теран, 26-летний сержант боливийской армии, пожелавший убить Че Гевару в отместку за своих трёх друзей, убитых в боях с отрядом Гевары. Терану приказали целиться аккуратно: так, чтобы казалось, что Гевара был убит в бою
За несколько минут до казни, один из охранявших солдат спросил Че, думает ли он о своем бессмертии. «Нет, — ответил революционер, — я думаю о бессмертии революции». После этого разговора в хижину вошёл сержант Теран и тут же приказал выйти всем другим солдатам. Че Гевара сказал палачу: «Я знаю: ты пришёл убить меня. Стреляй. Сделай это. Стреляй в меня, трус! Ты убьёшь только человека!». Во время слов Че Теран замешкался, потом начал стрелять и попал Че в руки и ноги. На несколько секунд Гевара скорчился от боли на земле, прикусив руку, чтобы не закричать. Теран выстрелил ещё несколько раз, смертельно ранив Че в грудь. Смерть Че Гевары наступила в 13 часов 10 минут местного времени. Всего Теран выпустил в Че девять пуль: пять в ноги, по одной в правое плечо, руку и грудь, последняя пуля попала в горло.
За месяц до казни Че Гевара написал сам себе эпитафию, в которой были слова:
«Даже если смерть придёт неожиданно, пусть она будет желанной, такой, чтобы наш боевой крик мог достичь умеющее слышать ухо, и другая рука протянулась бы, чтобы взять наше оружие».