Найти тему
Пойдем в кино

Темная история про светлое будущее

Вот, и подоспел хороший пример, как добрые заветы толерантности удачно интегрируются в современный кинематограф, не заменяя смысл, а наполняя его оттенками и полутонами.

«Зеленая книга» — это в первую очередь фильм-удача, такой в котором все сложилось, кажется наперекор прогнозам. Режиссер его — один из братьев Фарелли, снявших «Все без ума от Мери», «Тупой и ещё тупее», «Я, снова я и Ирен». Фильмы эти не плохие, но простоватые, да и с поры их релиза прошло много времени. Последние годы творчество братьев перебивалось с тройки на четверку с минусом, а самой яркой из недавних их работ стал очень противоречивый «Муви 43». Видимо, давно тяготевший к серьезным темам, старший брат Фарелли — Питер взялся за новый проект в одиночестве, и, не прогадал.

Второе удачное совпадение — это, конечно, сценарий, от Ника Валлелонга на счету которого, ни в качестве режиссёра, ни в качестве сценариста, нет ни одного высоко оцененного фильма. Тут, конечно, стоит отметить, что сценарий ему помогли довести до совершенства коллеги (отличный сценарист Брайан Карри и сам режиссер) и ещё один факт, о котором позже.

Третья удача фильма, это невероятный кастинг ленты. Все актеры точно попали в своих персонажей, а для Вигго Мортинсена роль в «Зеленой книге», по мнению многих, стала лучшей в карьере.

В общем, кинозалы всего мира содрогаются от смеха и аплодисментов зрителей этого фильма — счастливчика. А из чего он собственно сложился?

кадр из фильма, ставший промо плакатом
кадр из фильма, ставший промо плакатом

Исторический материал

«Зеленую книгу» выпустил работник почтовой службы из Гарлема, названный в честь французского романиста — Виктор Хьюго Грин, собственно, «зеленой» книга и стала благодаря фамилии своего автора (green — англ. зеленый).

Дело в том, что Виктор Хьюго, как и все темнокожие США, был вынужден жить в условиях расовой сегрегации, а это значит, что в 90% заведений ему могли отказать в обслуживании. Когда силами промышленника Форда автомобилестроение достигло в стране грандиозных масштабов, и машина появилась почти в каждой семье, у темнокожих путешественников возникли проблемы связанные с необходимостью поиска ночлега и питания в дороге. Для их решения Грин и собрал свой путеводитель.

«В ближайшем будущем наступит день, когда это руководство не придётся публиковать. Именно тогда мы как раса будем иметь равные возможности и привилегии в Соединённых Штатах» — написал автор в предисловии к книге.

-2

Путеводитель выходил на протяжении 30 лет, в том числе и 6 лет после смерти Виктора Хьюго. Но, в конце концов, предисловие его книг стало пророческим. В том числе, и благодаря жизни и творчеству доктора Дона Ширли.

В Америке 60-х был такой успешный виртуоз-пианист. История Дона Ширли неординарна, как судьба любого гения: сел за пианино в 2 года, а в 3 уже дал первый концерт. С 9 лет учился в Ленинградской консерватории и стал её первым темнокожим выпускником. Затем, после нескольких лет научной деятельности, наконец, заключил контракт с музыкальным лейблом и практически сразу стал звездой, своего, уникального жанра.

Собственно о его предрождественских гастролях по южным штатам и ведется повествование в фильме. Самой своей претензией на гастроли именно по югу страны (конфедеративному, традиционно расистскому), Дон Ширли выдает в себе борца за равноправие. В реальности, Ширли был ещё более амбициозным, чем показано в фильме, он поддерживал «Черных пантер» и получал угрозы от ку-клукс-клановцев, но не прекращал общественную работу и не отменял выступления.

Доктор Дон Ширли
Доктор Дон Ширли

Я много времени уделила борцам за равноправие, и вам могло показаться, что этот фильм исключительно переслащен, за счет истории противостояния одного человека против целой общественной системы, пусть дикой и несправедливой, но тогда практический узаконенной.

Да, фильм, безусловно, сладок, но его пафос разбавляется центральной фигурой повествования. Ах, да, я забыла вам сказать, главный герой фильма, это не виртуозный музыкант, а его охранник и водитель — Тони Валлелонга, более известный под псевдонимом Тони Лип.

Творческий подход

Итак, после весомой исторической справки, можно перейти непосредственно к фильму.

Доктора Дона Ширли играет красавец и умница — Махершала Али. Однажды он смог получить Оскара за 10 минут экранного времени (лучшая мужская роль второго плана в фильме «Лунный свет»), а в этом фильме смог развернуться на полную катушку. Его Дон Ширли такой утонченный сноб, который ни разу не ел жареную курицу и не слышал Арету Франклин. Он из тех людей, кто смотрит на окружающих не столько с высоты своей образованности и таланта, но скорее свысока. В общем, неприятный тип, даром что гений.

Махершала Али в роли Дона Ширли
Махершала Али в роли Дона Ширли

Тони, его водитель и охранник, наоборот, может заговорить и уболтать любого, за это он и получил свое лаконичное прозвище Лип (lip — анг.губа), взамен трудновыговариваемой фамилии. Тони найдет подход к любому человеку, к пьянице в баре и к крупному мафиози, правда язык он выберет, исходя из ситуации, в одном случае это будут кулаки, а в другом показная вежливость. Сценарист не скрывает, что Тони, не моргнув глазом, приврет или подстроит что-то в своих корыстных целях. Умыкнет безделушку при удобном случае, или стрельнёт сигарету, вместо того, чтоб выкурить свою. Но, тем не менее, зритель сразу проникается к нему симпатией.

Почему Тони Лип такой обаятельный? — вопрос риторический. А каким бы вы сделали своего любимого отца, решив описать его увлекательную жизнь в сценарии? Да, Ник Валлелонга, сценарист фильма — кровь от крови Тони. Поэтому милые семейные легенды о том, как папа успел к рождественскому ужину после увлекательных гастролей по югу стали таким теплым фильмом. В нем все до наивности правильно: папа — добрый и мудрый, а мама — писаная красавица.

Линда Карделлини и Вигго Мортинсен в ролях семьи Валлелонга
Линда Карделлини и Вигго Мортинсен в ролях семьи Валлелонга

На роль итало-американца Тони режиссер уговорил Вигго Мортинсена, совсем неочевидного актера с датскими корнями. Но Вигго не подвел, для начала он набрал вес для роли, кажется, продолжал это делать прямо на съемках, потому что его герой постоянно ест. Помимо брюшка, он обзавелся акцентом, или даже точнее сказать, говором, который был присущ Тони. Вообще, Вигго известный универсал, он играл и австрийца Фрейда (Опасный метод), и русского убийцу (Порок на экспорт), и испанца Капитана Алатристе в одноименном фильме. Поэтому роль итальянца в разрезе его карьеры, кажется, более закономерной, чем на первый взгляд. Ну, и справляется он на отлично, кажется, это самая яркая его роль.

Особенно стоит отметить экранный дуэт двух актеров. Легко проследить, как их персонажи меняются на протяжении фильма: Ширли становится проще и общительнее, Тони учится подбирать слова и быть сдержаннее. И это действительно отличная экранная история зарождения настоящей дружбы. Оттого так жаль, что семья доктора Ширли не оценила додумок сценариста и опровергла наличие этой дружбы. Правда, все-таки, не всегда единственное благо, верно?

Этот фильм легче смотреть без оглядки на достоверность, чем «Богемскую рапсодию» или «Двух королев». Ну, скажите мне честно, многие ли из вас знали о существовании гения-пианиста Ширли до просмотра «Зелёной книги»? Мы вполне можем воспринимать эту историю, как классическую голливудскую картину о дружбе двух таких разных людей без привязки к именам. Но всё-таки случись она не с Доном Ширли и Тони Липом, наверное, это была бы уже совсем другая история.

Мортинсен и Али в кадре — просто загляденье
Мортинсен и Али в кадре — просто загляденье

Все гениальное — просто

Фильм очень простой, его юмор, конечно, не примитивен, как в «Тупом и ещё тупее», но все равно понятен каждому. Лента очень напоминает классику Голливуда с неминуемым хэппи-эндом под Рождество. В сюжете нет претензии на глубокий психологизм, в нем хорошие — это хорошие, а плохие — это южане. Но он прелестен в этой своей простоте и понятности даже для ребенка. Мама тут любит папу настолько, что не хочет отпускать его на два месяца, а папа, в свою очередь, так любит маму, что пишет ей теплые письма, даже когда знает, что вернется скорее, чем письмо доставит почта.

Все «сильные» фразы запоминаются на подкорке. Тони говорит: «Работаешь — работай. Смеёшься — смейся. А если ешь, то делай это как в последний раз», а Док заявляет: «Победить можно только сохранив достоинство». Этот фильм вполне можно растащить на мотивационные цитаты, которые обожают американцы, да, и у нас уже полюбили. Человек ищущий, любую из них может сделать своим жизненным кредо.

В этой простоте основная магия фильма «Зеленая книга», который уже имеет рейтинг в 8,2 на Кинопоиске и, кажется, нравится всем. Напомню, у него три Золотых глобуса и пять номинаций на Оскар. Он своевременный, потому что именно таким языком, сейчас и нужно говорить со зрителем о вопросах толерантности. Деликатно, как Доктор Ширли, но весело, как Тони Лип.