Каждый раз, когда я погружаюсь в дебри этой истории, мне вспоминаются слова из фильма «31 июня»: «А бабушка! Вы лучше у неё бы поучились искусству плетения интриг. Как она вязала! До сих пор никто развязать не может».
Да, клубок интриг вокруг роковой дуэли мы не в состоянии распутать до сих пор. Дворцовые интриги – вещь сложная, многоуровневая. А нас кормят басенками о Дантесе. Точнее, это мы сами им верим. Что вот он влюбился и голову потерял…
Полноте. Это не роман, это реальная жизнь.
Итак, вот веские аргументы, что флирт с Натали был для Дантеса всего лишь игрой, фарсом, а еще (или прежде всего) – спецзаданием от венценосных особ. Но никак не «роковой любовью».
1) Есть письма Дантеса, в которых он сообщает о накрывшей его якобы с головой страстью к некой замужней женщине. Интересно, что эти два письма написаны Дантесом во время краткосрочной «командировки» Геккерна-старшего в Гаагу. Вам в принципе не кажется странным – писать письма человеку, который и так скоро приедет, и вы все ему расскажете устно? Именно поэтому многие исследователи считают эти письма инсценировкой.
А как вам вот такая шикарная приписка в конце Дантесовой эпистолы:
«Однако не ревнуй, мой драгоценный, и не злоупотреби моим доверием: ты-то останешься навсегда, что же до нее – время окажет свое действие и ее изменит, так что ничто не будет напоминать мне ту, кого я так любил. Ну а к тебе, мой драгоценный, меня привязывает каждый новый день все сильнее напоминая, что без тебя бы я был ничто».
Папаша-Ге(й)ккерен для Дантеса явно значит куда больше «неизвестной» замужней дамы.
2) Современники не сомневались, что отношения с Натали – фарс, игра. С.Н. Карамзина: «Я шла под руку с Дантесом. Он забавлял меня своими шутками, своей веселостью и даже смешными припадками своих чувств (как всегда к прекрасной Натали)».
Кн. Трубецкой: «Дантес ухаживал за Наташей, но вовсе не особенно «приударял» за нею». Очевидцы событий почему-то не разглядели роковую страсть, правда?
3) Карьера нищего корнета-иностранца развивается бешеными темпами. Он в фаворе у императрицы! Она из личных средств выплачивает ему содержание. В обход табели о рангах он получает звание поручика. На одном из балов он фамильярно обращается к Ее Величеству: «Здравствуй, моя дорогуша!»
Неужели столь обласканному высочайшим вниманием юноше приспичит вдруг гоняться за Гончаровой, к которой благоволит император! Зачем? Чтобы все потерять?.. А вот выполнить поручение императрицы и отвлечь внимание сплетников от треугольника царь-поэт-первая красавица двора он вполне мог. Не зная, во что это все в итоге выльется…