Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Уличный боец

( "Street Fighter" , 1994, США) Многие не знают, что за год до экранизации видеоигры "Mortal Kombat" - "Смертельной битвы", - Голливуд перенёс на киноэкран ещё один японский файтинг под названием "Street Fighter ". И что ради участия в нём Жан-Клод Ван Дамм как раз и отказался сниматься в "Смертельной битве", где ему предлагали сыграть роль бойца-пижона Джонни Кейджа.
А зря отказался, между прочим. Потому что вместо него Кейджа там изобразило какое-то белобрысое недоразумение, а за унылую игру Ван Дамма в ещё более унылом "Уличном бойце" фанаты долго потом высказывали ему своё дружное "фи!". И поделом, ведь и роль у него здесь была фанерно-плоской, и дрался он, во-первых, мало, а, во-вторых, ну о-о-очень уж скучно. Впрочем, ругать Жана-Клода за всё вышеперечисленное несправедливо, поскольку его вины в этом практически не было. Кого ему велели, того он и сыграл. Однако "Уличный боец" мог бы стать по-настоящему зрелищным, если бы его снимал режиссёр, который набил себе мозолистые кулаки
Оглавление

( "Street Fighter" , 1994, США)

Чудовищное нарушение армейской субординации: полковник бьет пяткой в челюсть генералу!  Да ещё и плохо начищенным ботинком! Совсем они там распоясались, как погляжу!
Чудовищное нарушение армейской субординации: полковник бьет пяткой в челюсть генералу! Да ещё и плохо начищенным ботинком! Совсем они там распоясались, как погляжу!

Многие не знают, что за год до экранизации видеоигры "Mortal Kombat" - "Смертельной битвы", - Голливуд перенёс на киноэкран ещё один японский файтинг под названием "Street Fighter ". И что ради участия в нём Жан-Клод Ван Дамм как раз и отказался сниматься в "Смертельной битве", где ему предлагали сыграть роль бойца-пижона Джонни Кейджа.
А зря отказался, между прочим. Потому что вместо него Кейджа там изобразило какое-то белобрысое недоразумение, а за унылую игру Ван Дамма в ещё более унылом "Уличном бойце" фанаты долго потом высказывали ему своё дружное "фи!". И поделом, ведь и роль у него здесь была фанерно-плоской, и дрался он, во-первых, мало, а, во-вторых, ну о-о-очень уж скучно.

Всяк, кто разбирается в мировой поп-музыке, сразу опознает в этой героине известную австралийскую певицу Кайли Миноуг. Что она тут забыла, поди теперь спроси, но ни её актерской карьере, ни тем более певческой участие в этом балагане ничем не помогло.
Всяк, кто разбирается в мировой поп-музыке, сразу опознает в этой героине известную австралийскую певицу Кайли Миноуг. Что она тут забыла, поди теперь спроси, но ни её актерской карьере, ни тем более певческой участие в этом балагане ничем не помогло.

Впрочем, ругать Жана-Клода за всё вышеперечисленное несправедливо, поскольку его вины в этом практически не было. Кого ему велели, того он и сыграл. Однако "Уличный боец" мог бы стать по-настоящему зрелищным, если бы его снимал режиссёр, который набил себе мозолистые кулаки в успешных "бойцовских" фильмах. Например, Шелдон Леттич ("Самоволка", "Двойной удар") или Ринго Лэм ("Максимальный риск", "В аду"). Однако режиссировать картину, 80% хронометража которой занимали драки, зачем-то пригласили... Стивена Е. де Соузу! Да-да, того самого сценариста "Коммандос", "Бегущего человека", первых двух "Крепких орешков" и много чего ещё. И ясен пень, что сценарий для "Уличного бойца" тоже писал Стивен. Вот только что с того, если в качестве режиссера он в большом кино доселе ни разу не выступал! А тут с какой-то стати вдруг взялся не за своё дело, да ещё с нехилым для тех лет бюджетом (35 млн.$).

Ну и каков итог? А таков, что де Соуза наснимал столько фигни, за которую в те годы любой другой экшен-мейкер покраснел бы от стыда до корней волос.
Начать с того, что действие в фильме банально не соответствовало его названию - никаких "уличных" боёв тут не наблюдалось в помине. Эта история куда больше напоминает сюжет из Бондианы. Могущественный суперзлодей, генерал Байсон терроризирует некую восточно-азиатскую страну, намереваясь построить в ней идеальное общество - видимо, что-то в духе военного коммунизма. Правда, теория с практикой у генерала расходится настолько, что сюда пришлось ввести войска ООН, дабы люди не передохли от голода, эпидемий и зверств байсоновских солдат. Командует же ооновцами бравый полковник-кикбоксер Гайл (Ван Дамм), поклявшийся любой ценой наказать злодея, даром что логово Байсона представляет собой неприступную цитадель в джунглях (такие вот у нас "улицы", да). Где генерал ко всему прочему держит толпу заложников, за освобождение которых требует у мирового сообщества аж 20 миллиардов долларов. И сильно удивляется, почему это "сообщество" жмотится, мешкая с переводом денег.

Битва Толстого с Качком - угадайте кто в итоге победил?  Спойлер: дружба! В самом буквальном смысле слова - громилы потолкались и разошлись без взаимных обид. В боевике с кучей трупов, ага.
Битва Толстого с Качком - угадайте кто в итоге победил? Спойлер: дружба! В самом буквальном смысле слова - громилы потолкались и разошлись без взаимных обид. В боевике с кучей трупов, ага.

В этом и есть суть фильма: первую его половину Гайл и сотоварищи проникают в злодейскую крепость, а во второй половине дерутся с Байсоном и его приспешниками. Засим всё - иных драматических коллизий и поворотов в "Уличном бойце" нет. И вот тут его как раз и могла бы спасти высокопрофессиональная хореография боевых сцен, потому что больше смотреть в нём абсолютно не на что. Увы! Де Соуза всё делает так, словно на дворе у него не драйвовые 90-е, а какие-нибудь 60-70-е, и в распоряжении у него не Ван Дамм, а также легендарный Бенни Уркидез (если вы не в курсе, что это за зверь, прочтите о нём в Википедии) и ещё десяток крутых бойцов, а самые обычные актёры. Такие, которым уже нельзя приказать заниматься перед камерой боевой физкультурой до кровавого пота. Потому что тогда они, редиски, наябедничают в страховую компанию и де Соузе придется аж до самой пенсии выплачивать им компенсации за моральные и физические страдания...
Хотя кто знает, может, оно взаправду так и было?

Ну и как же напоследок не пнуть "Уличного бойца" по почкам за отвратительный саундтрек! Иными словами, за то, чем по сей день по праву гордится "Смертельная битва" - крышесносной музыкой, идеально подходящей для кино, чьи герои безостановочно мутузят друг друга руками, ногами и подручными предметами. А что у де Соузы? Попробуйте вспомнить хоть одну мелодию из его фильма уже через минуту после просмотра, и вы всё поймете. Хотя, пока тутошние "уличные бойцы" мельтешат по экрану, в ваших колонках вроде бы что-то такое дудит, бренчит и пиликает. Вот только эти странные звуки не добавляют экшену ни грамма драйва. Скорее, наоборот, они лишь подчеркивают его убогость и архаичность.

Если вы вдруг не узнали эту красотку, то её зовут Чун Ли. А то, что у неё выдался крайне нервный денёк, полагаю, вы и так уже поняли.
Если вы вдруг не узнали эту красотку, то её зовут Чун Ли. А то, что у неё выдался крайне нервный денёк, полагаю, вы и так уже поняли.

***

В общем, кабы не имя пока ещё звёздного Жан-Клода Ван Дамма в титрах, и не логотип известной видеоигры "Street Fighter " на постерах, я очень сомневаюсь, что эта одноклеточная картина принесла бы своим создателям хоть какую-то прибыль. Но благодаря этим двум факторам она всё-таки окупилась в мировом прокате почти троекратно и не скатилась в тотальное забытье, поэтому её ещё можно найти в Интернете. Только захочется ли вам смотреть её сегодня, большой вопрос. Особенно если в том же Интернете вы без труда отыщете любую знаменитую классику Ван Дамма, которая уж точно не даст вам пожалеть о потраченном на неё времени.

Трейлер фильма: