Кузнец и художник Александр Лысяков рассказал Global City о своих картинах, благотворительности, метеоритах, космосе и мечтах.
Александр Андреевич Лысяков в молодости работал фотокорреспондентом в газетах «Комсомольская правда», «Уральский рабочий» и «Уральский следопыт», но большую часть своей жизни он занимался кузнечным делом, создавая из металла настоящие произведения искусства. Лысяков стал уральской легендой, подарил средневековый меч президенту Российской Федерации Владимиру Путину, железную розу певице Алле Пугачевой и церковный посох патриарху Кириллу. Недавно уральский дедушка-кузнец вновь сменил сферу деятельности и занялся живописью. Он нарисовал более 500 художественных произведений, среди которых можно увидеть портреты знаменитых личностей – Евгения Ройзмана, Владимира Шахрина, Гарика Сукачева, Виталия Воловича и Михаила Боярского.
Недавно Александр Андреевич побывал в гостях у редакции Global City и рассказал, как изменить свою жизнь, научиться рисковать, развиваться и исполнять свои детские мечты.
— Вы фотограф, кузнец и художник. Почему, добившись результата в одной сфере, вы меняете ее на другую?
— У меня есть самодельная теория, что, когда человек рискует и пробует что-то новое, он развивается. Ко мне в кузницу приходят почти каждый день, многие хотят стать учениками. Однажды пришел 60-летний дяденька. Когда я спросил, чем он занимался раньше, дедок ответил, что был генеральным конструктором «Уралмаша». Он 2 месяца был на пенсии и решил, что, оказывается, ему нужно исполнить мечту детства. И тогда я понял, что можно очень долго верить в свою мечту. Жить мечтой. Это и есть работа души. Он человек не нуждающийся, у него и пенсия, и полно государственных премий, ленинских грамот, а он хочет ковать железо. Часть моей мечты – это заниматься кузнечным делом, живописью и дарить картины людям. В этом я уверен.
— А как вам в голову пришла мысль о кузнечном деле?
— Совершенно внезапно. Я проснулся утром и сказал семье, что хочу построить кузницу. Я так горел этой идеей. Тогда впервые понял, что если сам загораешься, не буквально, а в переносном смысле, то загораются и другие. И мы вместе с друзьями начали стройку. Один потом даже ногу сломал. Вот так нужно внедряться, когда тебя что-то позвало. Но можно смалодушничать. Тебя позвало, а ты не пошел.
— Сейчас вместо молота вы взяли в руки кисть. Также пошли на зов?
— Сначала, когда меня позвало идеей, которой я действительно принадлежу, я испугался. У меня в кузнице заработок, уважение и все такое. Я мужчина, и это мужская работа. Решил, что потом начну заниматься делом, к которому меня тянет. И смотрю, все начало во мне гаснуть и умирать. И я уже понял, что совершил большую ошибку. Дело в том, что внутренний пинок, который получает человек… Ему надо радоваться, а не говорить, что это полный бред. Путь успеха всегда разный, поэтому не стоит от него отказываться.
— Слова мудрого человека. Вам не предлагали вести блог в интернете? Он бы стал популярным.
— Да, предлагали (смеется). Не знаю, что бы я рассказывал. Хотя мне забавно. Я всегда слушаю Ройзмана. Он так говорит... Но я всегда слушаю его с иронией. Приятельствовали с ним давно очень. Он рассказывает то, что меня повергает в дикий смех. Вот он что-то говорит, а по форме не убедительно. Надо же как-то убедительно говорить, а он всегда включает одну свою фразу: «это серьезно» или «это очень серьезно». Как будто это действительно помогает. Но что бы рассказывал я - не знаю.
— Вы учились рисовать в художественной школе?
Нет, нет. Я не учился. Я просто могу неплохо придумать, почувствовать. Когда был маленький и рисовал стенгазету, вокруг меня собирались ребята в классе и говорили, что так не могут. Тогда я понял, что у меня есть способности. У меня есть способности, и я ими теперь пользуюсь. Я же общался всю жизнь с творческими людьми, пока был молодой, жил в богеме. Тогда и начал рисовать, только в 35 лет забросил…
— Прежде чем нарисовать картину, вы долго продумываете детали, или образы появляются внезапно?
— Вот сегодня я прочитал статью о яхтах, о путешествиях и просто восхищаюсь этими людьми. Я даже не знаю, что бы я сделал в знак этого восхищения. Нарисовал или сковал, да все что угодно могу сделать, мне это очень нравится. То, что я хотел быть летчиком – не оригинально, а то, что мне корабли нравятся – это даже странно. Я всегда рисовал свои картины ночами. Они дают мне ощущение полета. А потом я заметил, что очень часто летаю и во сне. Я вижу мир не таким, каким его видят остальные. И пытаюсь рассказать людям, что все мои работы живые. Может быть, совершенно по другим законам, но живые.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее про проект «500 картин». В чем его суть?
— Да. 500 картин… Вы видите, старого человека, который долго живет и которого беспокоят события, происходящие вокруг. Меня вот очень тронула такая вещь, как благотворительность. Я не хотел бы ни одного рубля с этих картин получить. Почему? Потому что мне в кузнице помогают молодые, вот им деньги нужны, а я старый... А у этих художников современных, мне кажется, завышенное мнение о своих работах. Много неинтересных картин. Авторитет может быть у старых или каких-то по-настоящему великих художников, которые были революционерами или русский авангард. Вот им я просто очарован.
Одна из картин проекта поселилась в редакции Global City. С автографом и напоминанием автора о том, что хорошо быть первым.
— Какие у вас дальнейшие планы? Может, начнете писать книги? Уверена, что у вас бы получилось.
— Есть у меня маленький бзик (улыбается). Я бы хотел купить печку и выпекать 40 хлебов Евангельских. Я буду делать 10 хлебов и разрезать каждый на 4 кусочка. И люди будут освещенный хлеб забирать после службы. У меня вот бабушка очень любила, чтобы дома кипел самовар, так она знала, что ее ждут. И я хотел бы подарить такое ощущение людям, когда они будут есть теплый хлеб. Разве я буду деньги за это просить? Я что, не могу заплатить за это расходную часть? Так и с этим. Мы скоро замутим новый проект рисовательный.
— Расскажете о нем? Или пока эта информация должна оставаться в тайне?
— Нет, это никакой не секрет. Как он будет выглядеть? Знаете, очень часто художник определяет, где земля, а где небо, и на всех картинах так рисует. Даже фантастические картины мне до смешного кажутся не фантастическими, потому что рисуют землю, а потом на ней что-то. Но в космосе все совсем не так устроено… Я бы хотел порисовать летающие метеориты. Космические куски камня, движущиеся в бесконечном пространстве, на поверхности которых будут изображены события, происходящие на нашей планете. В метеоритах, словно в зеркалах, будут отражаться события, люди, дома и цветы. Я думаю, что мы это сделаем с молодежью. Ребята рядом со мной хорошие, с душой… Знаете, есть такое выражение, которое мне очень нравится. Дружите с теми, кого хочется обнять. Так я и делаю.
Персональная выставка Александра Лысякова откроется 11 февраля в арт-пространстве «Палуба» на ул. Гагарина, 8. Вход на выставку будет свободным.
© Вероника Коростелёва для интернет-журнала Global City