Издание The Verge три года назад опубликовало любопытный материал об артах с коробок видеокарт – своеобразном виде искусства, теперь практически исчезнувшем. Хотя тон статьи главным образом насмешливый, невольно проникаешься интересом к теме – не напрасно ведь производители долгие годы рисовали очаровательных барышень и серьезных магов на упаковках, а потом вдруг перестали? И не только рисовали – и NVIDIA, и AMD потрудились создать виртуальных персонажей, на примере которых показывали преимущества видеокарт в технодемках. О них сегодня и речь.
Эпоха немых голов
Современные игровые ПК и периферия – агрессивные и брутальные, каждым изгибом и лампочкой излучающие превосходство над «офисными» моделями. Однако какого производителя ни возьми, – в глазах обывателя, заглянувшего в магазин с геймерским «железом», дизайн будет выглядеть примерно одинаковым. То же касается коробок. Ну и правильно – сейчас мало кто зависает напротив полок с подобным товаром, предпочитая оформлять заказы через интернет. Другое дело – период с конца 1990-х до конца 2000-х гг. Просто взгляните картинки ниже.
Фантастические твари с глупыми мордами, воины без претензии на оригинальность, полураздетые девы (чаще всего – в броне)… Модели – с низкой детализацией, фоны – абстрактные, из бросающейся в глаза информации – сплошные цифры. Ничего не имеем против бульварного фэнтези со столь же невыразительными обложками, но в случае с GPU возникает вопрос к производителям – о чем думали-то? Уж явно не о графических горизонтах завтрашнего дня. Что интересно – жесткие диски, оперативку и процессоры мода на «артистизм» с ухмылками орков и физиономиями чародеев обошла стороной.
Полюбовавшись на GeForce, вы, конечно, спросите – ну а что же AMD? Партнеры «красных» шли схожей тропинкой. Держите яркий пример – творчество художников Sapphire. Для них главным источником вдохновения стали девушки. Сейчас, увы, коробки с продукцией Sapphire «украшают» устрашающие роботы – это касается и недавней линейки Vega.
Забавный факт – в Японии персонажи с упаковок Sapphire получили вторую жизнь в виде коллекционных фигурок. Они шли бонусом к «железу». Аналогично поступала ASUS – в 2006 году она дарила фигурку Ruby (с самурайскими клинками, вполне в духе страны), самого известного маскота AMD, за покупку ускорителя Radeon X1900. Подробнее о Руби – чуть ниже.
NVIDIA и ее королевы: от рассвета до заката
Для начала – о NVIDIA и ее королевах. На заре 2000-х гг. «зеленые» стали готовить технологические демо с вымышленными героинями для каждого поколения видеокарт. Среди «девушек NVIDIA» всех конкуренток обошла лесная фея Dawn.
Dawn появилась на свет в 2002 году, чтобы рекламировать мускулы и программируемость GeForce FX. Сама NVIDIA называла ее «первым полностью анимированным и правдоподобным персонажем в режиме реального времени».
Скелетом и фигурой Dawn управляют вершинные шейдеры, полупрозрачные крылья и естественная кожа – тоже заслуга шейдеров. Мимика – на удивление неплохая для тех лет. Модели GeForce FX «дружили» с DirectX 9.0 и Shader Model 2.0, но от невыдающихся продаж это серию не уберегло.
Примечательно, что в 2012-м, в эпоху DirectX 11, NVIDIA вернула Dawn к жизни (помните GeForce GTX 690?). Продвинутая тесселяция позволила не только в мельчайших деталях изобразить жилище феи, но и проапгрейдить шевелюру. Было – 1,7 тыс. неподвижных прядей, скрепленных лаком. Стало – 40 тыс. локонов, отражающих свет и шевелящихся на ветру.
А еще у Dawn объявилась сестра-близнец по имени Dusk (GeForce FX 5900). Сказать о ней, в общем-то, нечего – ну, разве что променяла чащу на мегаполис.
Следующая дама в списке – Nalu, гавайская русалка, всплывшая на поверхность в 2004-м. NVIDIA, очевидно, не верила, что GeForce 6 хорошо разойдется благодаря поддержке Shader Model 3.0 (DirectX 9.0c), HDR (технология была реализована, например, в Half-Life 2) и SLI, поэтому штамповала на карточках полуобнаженную Налу. В технологическом демо обратите внимание на изменение освещения волос по длине и симуляцию преломления света в воде.
Самая странная из «девушек NVIDIA» – Luna (2005, GeForce 7800 GTX). В демке трудно уследить за мыслью разработчиков – рукастые инопланетные существа, торчащие тут и там глазные яблоки, азиатка с зелеными волосами… Впрочем, с оттенками зеленого тут явный перебор.
Единственный раз NVIDIA сделала исключение, перенеся в виртуальное пространство реальную девушку – мы о Эдрианн Карри, американской модели и актрисе (2006, GeForce 8800). По словам авторов, в технологической демонстрации использованы техники шейдинга и деформации, на тот момент применявшиеся в крупнобюджетной анимации для рендеринга кадров в офлайн-режиме.
Наконец, последняя из «муз» NVIDIA, если не считать «воскрешения» феи Dawn в 2012-м, – это Медуза (2008, GeForce 200-й серии).
В дальнейшем «зеленые» отмахнулись от собственных сказочных персонажей. Теперь гораздо проще донести преимущества своих технологий, воспользовавшись партнерством с крупными игровыми разработчиками либо издателями (см. на примере Final Fantasy 15).
Не грубите Руби!
ATI (позднее – AMD) не собиралась отставать от оппонента. И потому на защиту серии Radeon X800 в 2004 году оказалась отряжена спецагент Руби. Для воплощения «девушки на миллион долларов» компания обратилась к RhinoFX – студии, специализировавшейся на создании визуальных эффектов к голливудским фильмам.
RhinoFX разродилась несколькими заскриптованными демками, где, в отличие от приложений NVIDIA, пользователь не мог заставить героиню плясать под свою дудку. В них Руби сражалась с киборгами и рассекала на футуристическом транспорте. И если вам вдруг была неинтересна красная бестия, вы могли заметить motion blur, depth-of-field, динамические тени и другие эффекты. Мимику Руби подтянули не сразу – акцент на нее сделан только в демо Whiteout.
AMD с успехом продавала фигурки, футболки и прочий «мерч» с Руби, однако в какой-то момент надолго о ней забыла. Триумфальное возвращение состоялось лишь в июне 2013 года на выставке Computex. Основой очередного демо послужил движок CryEngine 3. Отобразить густые волосы героини помогла технология TressFX (та же, которой хвасталась Tomb Raider) – собственно, именно по этой причине Руби отказалась от привычной короткой стрижки. В открытый доступ AMD демку с тех пор так и не выложила.
В последний раз AMD вернулась к Руби совсем недавно – исключительно из-за совместной акции с разработчиками Quake Champions. За покупку продукции AMD полагался специальный скин для «чемпиона» Nyx, а Руби для рекламного ролика исполнила «живая» актриса.
***
Надеемся, наш материал помог составить примерное представление о том, как менялась графика в играх в 2000-е гг. (или вы только девушек рассматривали?). В наши дни маркетинговая подача «железа» коренным образом изменилась, и Руби и подобные ей виртуальные персонажи стали историей. Ностальгия, увы, не помогает продавать графические чипы.
Кстати, если ваш компьютер родом из 2000-х или у вас ноутбук со встроенным графическим адаптером – добро пожаловать на Playkey.net. У нас вы сможете играть в самые современные игры, забыв о системных требованиях – облачный гейминг творит чудеса.
Понравился материал? Подписывайтесь на нас в «Дзене»!