О том, почему и как мы переехали в Болгарию, нас часто спрашивают.
Итак, почему и зачем?
Десять лет назад мы купили себе, скажем так, дачу - небольшую квартиру, или, как здесь говорят, апартамент, в квартале Сарафово в Бургасе. Жили мы тогда в Москве, а в Болгарию приезжали пару раз в год на неделю-другую: покупаться и поездить по стране.
В 2013 году у нас родился Мика, и мы стали пользоваться нашей “дачей” на полную катушку - в тех рамках, конечно, которые позволяла туристическая виза. А то есть 180 дней в году (по 90 дней в каждом полугодии). Кстати, не стоит рассчитывать на какие-то визовые привилегии после покупки недвижимости в Болгарии. Да, вам немного проще будет получить визу, но количество дней пребывания по ней ограничены этими самыми 180-ю днями в году.
Нам было мало этих дней. Более того, когда мы возвращались в Москву в середине осени, нас накрывало депрессией (ну а что вы хотели после месяцев моря и солнца?), а сына - атопическим дерматитом. Затем наступало время вечной зимней темноты, а также Микиных обструктивных бронхитов.
И вот за очередным успокаивающим бокалом вина мы с Женей подумали: а чего мы тут вообще сидим-то? У нас же квартира в Болгарии! У моря! И мы стали готовится к переезду. Забегая наперед, скажу, что у нас есть возможность работать удаленно, так что нас вопрос трудоустройства в Болгарии не волновал.
Как получить ВНЖ в Болагрии. Шаг первый.
Для возможности жить в Болгарии круглый год, необходимо получить ВНЖ. Оснований для этого статуса достаточно много, но самые распространенные на сегодняшний день это стать торговым представителем российской фирмы (компании) или же переехать как обеспеченный пенсионер. Для второго варианта мы слишком молоды, так что пошли по пути торгового представительства (ТП).
Открыть ТП можно и самому, но для этого надо: иметь собственную фирму, возможность поехать в Болгарию на время оформления бумаг (по обычной национальной визе или Шенгенской), знать язык или быть готовым платить сопровождающему вас по всем инстанциям переводчику.
У нас есть фирма, в которой муж является соучередителем, к тому же друзья-партнеры сами посматривали на тот момент в сторону Болгарии. Так все вместе решили открывать представительство. Это очень важный момент - понимание со сторону партнеров ваших намерений. Так как впоследствии, при продлении ВНЖ, вам будет необходимо получать раз в год документы, подтверждающие актуальность представительства (справки из налоговой, выписки из ЕГРЮЛ и т.д.). Если партнер “затупит”, вы окажетесь в весьма затруднительном положении.
Мы в итоге обратились к одной из компаний, находящихся в Болгарии, которые нам открыли представительство. Тогда список документов был несколько иной, но с каждым годом он дополняется.
Актуальный список для открытия ТП иностранной компании в Болгарии на сегодняшний день таков:
- Нотариальная копия свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ и присвоения ОГРН.
- Свидетельство о присвоении ИНН/КПП - нотариальная копия.
- Выписка из ЕГРЮЛ (выписка из налоговой) (срок действия – 3 месяца с даты выдачи). Можно подлинник, или же нотариально заверенная копия.
- Доверенность от генерального директора или директора российской компании на представителя – в нотариальной форме. Необходима в том случае, если, помимо учредителей, представителями оформляются другие лица.
- Доверенность от генерального директора или директора российской компании на уполномоченное лицо в Болгарии, которое будет подавать документы в БТПП. Бумага требует нотариальной заверки.
- Протокол (или решение, если учредитель вашей фирмы только один, без партнеров) общего собрания учредителей с повесткой дня об открытии представительства. Заверяется подписями и печатью.
- Копии первых страниц загранпаспортов и паспортов учредителей.
- Образцы подписей представителей (согласие на представительство) – нотариально заверенные, от всех представителей.
- Юридический адрес в Болгарии и договор на аренду офиса, с нотариалной заверкой. У нас в этом качестве выступает собственное жилье. Если у вас нет своей квартиры, то придется искать, кто вам предоставит юридический адрес. Как правило, компании, которые помогают с открытием ТП, такую услугу предоставляют - за дополнительные средства, разумеется.
- Бухгалтерский отчет за предыдущий год.
- Справка от налоговой службы, что нет задолженности по выплате налогов.
- Декларации от торговых представителей с нотариальной заверкой от всех будущих представителей. Эти декларации по своей сути план той деятельности, которой будут заниматься представители в Болгарии. С составлением этой бумажки вам помогут также компании, открывающие ТП. Как и с бумагой из следующего пункта.
- Бизнес-план вашей компании и вашего будущего ТП на год - то есть вы должны обосновать необходимость торгового представительства вашей компании на территории Болгарии, а также рассказать, что вы собираетесь конкретно делать.
Стоимость такой процедуры начинается от 500 евро. На цену также влияет количество представителей, которое вы собираетесь вписать в ТП. Закладывайте сюда расходы на пересылку докментов в Болагрию и из нее обратно в Россию (документы на ТП вам будут необходимы для получения визы Д, с которой вы будете въезжать в Болгарию и на основании которой будете подавать пакет документов на ВНЖ), на всевозможные нотариальные заверки.
В следующий раз расскажу про получение визы Д и оформлении статуса ВНЖ. Сразу скажу, с предстоящим вхождением Болгарии в зону Шенгена миграционные правила все более ужесточаются. Но пока Болагрия все еще остается одной из немногих стран, где относительно просто и недорого - опять же, относительно, получить вид на жительство, а затем и статус ПМЖ.