На одном из семинаров на младших курсах (кажется, это было гражданское право) мой одногруппник, вернувшийся по ряду причин на второй год, но тем не менее (или как раз потому) хорошо подготовленный, заявил:
«закон — лучший учебник»
Это впервые заставило меня поколебаться, ведь на тот момент я ещё не изменял школьным убеждениям и искренне считал, что учебник — главный источник информации по изучаемому предмету. Да и нужно сказать, что на тот момент мобильный интернет вне Москвы и Питера только начинал хождение в народ, поэтому всемирную сеть ещё никто не рассматривал как средство для ответа на любой вопрос.
И вот, уже сегодня, когда Интернет повсюду и везде, всё чаще и чаще возникает вопрос: а нужны ли сейчас учебники, когда ответ на любой вопрос можно получить за несколько секунд из бесконечной Вселенной информации?
В особенности, этот вопрос актуален и приобретает огромное значение для студентов-юристов. Зачем, собственно, покупать/брать в библиотеке/скачивать учебники, если можно открыть текст закона и зачитать вслух норму права? Мы же законы изучаем, вот и давайте работать с законом.
Этот подход находит поддержку у прагматиков и заядлых приверженцев позиции «практика даёт пинка теории». В свою очередь, защитники теории говорят, что без учебников невозможно понять всю глубину глубин, и далее по списку…Как вы понимаете, этот спор претендует на звание вечного.
Попробуем, не переобуваясь на ходу и не записываясь ни в один из двух лагерей, порассуждать.
- К счастью или к сожалению, на юрфаке изучают не законы в узком смысле этого слова.
Возможно, для кого-то станет открытием, но на юрфаке изучают право, хотя и изучают его с непрерывной оглядкой на текст закона. Ход мысли примерно такой: «да, есть разные правопорядки и они чаще всего неодинаковые, а вот у нас, согласно закону….»
Кроме того, есть в некоторых российских ВУЗах профили сравнительного правоведения и за редким исключением во всех юридических школах — одноименные дисциплины в учебной программе. В той или иной мере, в рамках сравнительного правоведения изучается право в его многообразии. В общих чертах и опираясь на сложившиеся критерии классификации и дифференциации, но без четкой привязки к нормам закона.
Здесь же стоит упомянуть и существенный блок исторических предметов и, как уже ранее говорил, «языка программирования для юристов» — теории государства и права. То есть, на юрфаке изучается гораздо больший пласт информации, чем действующее законодательство в строгих рамках нормативных правовых актов. Вполне очевидный вопрос о том, насколько это целесообразно, рассмотрим в другой раз.
Поэтому, безусловно, первый пункт лично для меня является весомым аргументом в пользу того, что учебники нужны. Закона «О праве» нет и вероятно уже никогда не будет, поэтому структурированные и систематизированные источники информации о праве нужны.
+ 1 в пользу того, что учебники нужны
2. Учебная программа наполнена дисциплинами, для которой нет соответствующих законов
На первый взгляд, не совсем убедительный аргумент, особенно если мы твёрдо решили адаптировать типовую программу под себя. Хотя…кто что выбирает — быть может, кто-то из вас твердо решил досконально изучить именно исторические и теоретические дисциплины в области права, и ничто другое в ваш круг интересов по программе не входит. И всё же…
ТГП, ИППУ, ИГПР и ИГПЗС, логика, философия, юридическая психология…очень много пунктов в учебной программе, которые министерство образования считает необходимыми для изучения на юридическом факультете. И как бы вы не относились к существующей учебной программе, с этим приходится считаться — а значит, и обращаться к соответствующим учебникам как основным источникам информации.
Однако даже абстрагируясь от теоретического блока учебной программы, мы неизбежно находим дисциплины, которые не вписываются в рамки одного законодательного акта. Практически любая отрасль права, соответствующая учебной дисциплине, не ограничивается одним законодательным актом и объединяет в себе зачастую целый комплекс нормативных правовых актов. И это (думаю, вы не станете спорить, что во втором пункте тоже ставим +1 в пользу того, что учебники нужны) наталкивает на мысль о том, что истинное предназначение учебников на юридическом факультете в наши дни — выступать в роли путеводителя в рамках изучаемой дисциплины.
+ 1 в пользу того, что учебники нужны
3. Учебники позволяют получить ответы на давно решенные вопросы
Да, мы можем сами шаг за шагом пытаться сложить пазлы из разрозненных источников информации, систематизировать и упорядочить их…но возможно, не хватит всей жизни, чтобы самостоятельно сформировать в своей голове систему по любой из выбранных дисциплин или отраслей права. Поэтому
ззачем заново изобретать велосипед, если он уже припаркован в соседнем дворе?
Вы — не первые, кто начал изучать право. До вас десятилетиями и веками лучшие умы своих лет тратили огромное количество времени и сил, чтобы получить систему знаний, которая в наши дни уже изложена в учебниках в виде готовых выводов.
По-настоящему качественный учебник позволит уяснить смысл многих правовых конструкций и отдельных норм, что на практике (если вы ещё не читали российские законы, то просто поверьте на слово) зачастую очень и очень сложно. Вместо того, что перечитывать несколько раз один и тот же абзац статьи, пытаясь уловить хотя бы долю смысла, вы можете найти уже готовое толкование на страницах учебника. При условии, конечно же, что учебник написан качественно. В ином случае, его страницы ничем не будут отличаться от бесчисленного множества страниц в сети Интернет, где может быть опубликовано всё, что угодно.
Вы можете возразить, что получение готовых ответов — это симуляция процесса познания, но у вас впереди ещё очень и очень много вопросов, на которые предстоит ответить. А если самим открывать истины, которые для большинства стали уже прописными — в конкурентном настоящем и будущем вы окажетесь аутсайдером. Вы ведь не хотите быть аутсайдером?
Человечество сотни и тысячи лет в процессе эволюции мысли шло к тому, чтобы осознать и сформулировать вещи, без которых сегодня невозможно представить наш мир. Бесчисленное множество усилий, ошибок и жертв во благо открытий, плоды которых доступны нам прямо здесь и сейчас. То же самое касается и права, которое далеко не сразу провозгласило своей целью охрану и защиту законных интересов и свобод личности и общества в целом.
Поэтому не стоит пытаться повторить процесс эволюции права в реальную величину. Он уже подробно изложен на страницах многих учебников.
Думаю, здесь тоже +1 в пользу того, что учебники нужны.
Итак, по окончании первого тайма счет 3:0 в пользу учебников.
Вероятно, вы уже поняли, что учебники по дисциплинам, не привязанным непосредственно к существующим отраслям права и законодательства, нужны, если ваши личные приоритеты предполагают изучение различных ответвлений истории государства и права, и областей знаний общего характера (логика, философия, и др.). Поэтому разберёмся с учебниками по отраслевым дисциплинам во второй части.