По каким причинам чаще всего умирают россияне и в какой стране дольше всего живут люди, в своей лекции «Газете.Ru» рассказал доктор медицинских наук Василий Власов — профессор НИУ ВШЭ, президент межрегиональной общественной организации «Общество специалистов доказательной медицины».
Продолжительность жизни в нашей стране можно увеличить только благодаря прогрессу. Вектор, заданный английской и французской революциями — единственное средство, известное человечеству. И Япония стала страной долгой жизни в той степени, в какой освоила этот вектор изменений. Только изменяя жизнь людей по этому типу — безопасность, качество среды, питания, уверенность в будущем, снижение уровня насилия, государственного и криминального, — можно добиться того, чтобы люди жили долгую и здоровую, счастливую жизнь.
Дольше всего люди живут в Японии, Испании, Австралии, Швейцарии, Италии и Сингапуре. Меньше всего живут в таких странах, как Сомали, Нигерия, Мали, Уганда.
Москва и регионы
Столица отличается от остальной России относительно низкой смертностью, и благоприятные процессы последних лет в Москве были выражены даже больше, чем в большинстве регионов. Это, вероятнее всего, определяется миграцией в столицу более деятельных молодых людей и более высокими доходами. Многое, в том числе и жилищные условия, в Москве лучше, чем в большей части страны.
Но сравнивать регионы трудновато. Часть из них известна своей ненадежной статистикой. Например,
Северный Кавказ известен ложными рождениями и искаженными данными о смерти.
Такая традиция пришла к нам еще с советских времен: в годы СССР существовало фиктивное «кавказское долголетие», использовавшееся для пропаганды «достижений социализма».
Часть российских регионов имеет высокую смертность, связанную с тем, что в этих регионах живет старое население.
Самолеты и машины
Люди действуют под влиянием информации, которую они поглощают, и тех эмоций, которые эту информацию закрепляют. Человек сам себя пытается «лечить» причудливыми способами. Например, начальственные люди полагают, что если не сообщать о самоубийствах, то люди и не будут «самоубиваться». Это глупость, конечно.
Люди практикуют убийственное курение, потому что смерть у курящих приходит не сразу после курения, а через годы, как бы естественным образом. Глазом человеческим нельзя заметить, что один умирает в 50, а другой — в 60 лет.
Если бы курильщики умирали в 20 лет, ситуация изменилась бы. Тогда смерть от курения стала бы заметной.
Важно, что рисков можно избегать разными способами, но они неочевидны ни окружающим, ни самим успешным людям. Так, трудно объяснить, почему некоторые водители на дорогах никогда не попадают в аварии. Их даже полиция не останавливает. Невозможно категорично утверждать, что те, кто остался купаться в Египте после теракта, рискуют своей жизнью больше, чем те, кто все бросил и побежал из страны. О падении самолетов сообщают часто, а про автомобили — редко. Про пешеходов, погибших под колесами, — еще реже. В советские времена информацию об авариях и катастрофах засекречивали, и пожилые люди сейчас думают, что после распада СССР жизнь стала опаснее.
Люди ограничены в возможностях понимать свою жизнь. Именно поэтому важно, чтобы у них были равные возможности в получении минимального дохода, помощи при инвалидности, качественной медицинской помощи — даже если эти люди недостаточно умны, чтобы вести здоровый образ жизни. Это ведь очень непросто. Ученые, которые дают рекомендации о здоровом образе жизни, имеют пока ограниченные знания. В результате даже основные рекомендации по питанию приблизительны и часть научных рекомендаций признаются ошибочными уже через 10–20 лет.
Отсюда еще один вывод: нужно финансировать медицинскую науку, чтобы понимать здоровье людей и научиться его сохранять. Например, несмотря на рекомендации Всемирной организации здравоохранения, в нашей стране не проводятся обследования состояния здоровья населения и мы не знаем, насколько хорошо питаются россияне, какой пищи им не хватает. Отсутствие научных знаний о питании нашего народа замещается импортом иностранных проблем, например, ненавистью к «Макдоналдсу», хотя к питанию подавляющего большинства россиян он не имеет никакого отношения.