Отрывок из книги А. С. Пругавина "Раскол внизу и раскол вверху".
Здесь деревенский поп, пропахший перегаром, «жилистый и еще крепкий старик, лет под шестьдясят, с крохотною головой, с красноватым, крайне помятым, дряблым лицом» с огромным удовольствием вспоминает, как деревенские лупили местного «сектанта» Сютаева. К слову, Сютаев — личность легендарная: к нему в гости Толстой вдохновляться ездил, а Репин с Сютаева написал картину «Сектант».
— Он хотел было и у нас в Яконове свою ересь завести, – повадился сюда ходить… Есть тут одна вдова и у ней сын молодой мужик, и мужик хороший. К ним-то он и зачастил. И что же? – ведь он того мужика совсем было с толку сбил, да и старуха-то сдури на старости лет приняла его учение… Задумали уже бросить село и ехать в Шевелино, чтобы там, значит, жить всем вместе, устроить этакое… все общее, вроде как… вроде – эх, забыл слово-то! - вот в газетах пишут… Эх, чтоб ему!
— Коммуна, что-ли?
— Вот, вот, вот. Она самая!.. Ну-с хорошо. Пришел он как-то раз сюда великим постом, и сидит у вдовы. Народ и говорит: “пойдем, ребята, Сютаева слушать, – что он там проповедует?” – Приходят в избу. А он сидит да свинину ест – это ему нарочно на закуску дали.
— К водке, что ли?
— Нет, водку они за грех считают. Окромя чаю ничего не пьют. Как увидели мужики свинину, – “бей его, ребята, – что это он постов не соблюдает?!...” Вытащили его из избы и давай лупить, и давай тузить, кто во что!... Смеху тут было. Ха-ха-ха! “Крестись! – говорят ему, – крестись, такой-сякой!” А он упирается, не хочет хреста положить… Они ведь кресту не веруют: “в душе, говорят, должен быть крест, в сердце…” Хорошо. Притащили его к ручью… Может, заприметили на выгоне ручей у нас? Глубокий, большой ручей. А стояла ростопель, – ручей шумит, вода так и хлещет… Притащили его к воде. “Крестись, – говорят, – такой-сякой, а не то – в воду!...” И начали его в воду окунать. Он рвется от них, а они его в воду, а вода-то холодная… Он брыкается руками, ногами, а креститься – каналья – не хочет… Народ-от смотрит, помирает со смеху, хохочет…
Батюшка совсем развесилился.
Отрывок из книги А. С. Пругавина "Раскол внизу и раскол вверху"