Найти тему
Искусство Звука

Екатерина Максимова

Великая, восхитительная, неповторимая  Екатерина Максимова поражает грациозностью, трепетностью, нежностью…

В 1949 году Катя Максимова без связей и протеже с первого раза поступила в хореографическое училище.Старейшина московского балета Тихомиров, видевший Катю еще перед вступительными экзаменами, предсказал ей большое театральное будущее и оказался прав. Первым ее педагогом стала Рафаилова.
Катя Максимова очень рано стала знаменитой. Ещё во втором классе, она ярко выступила в маленькой роли Белочки в детской опере «Морозко» на сцене Большого театра, ее игру даже отметили в рецензиях на премьеру.
В седьмом классе Екатерина Максимова исполнила миниатюру Варковицкого «Соловей» и станцевала «Романс» на музыку Рахманинова, а в восьмом исполнила роль Маши в «Щелкунчике».

Она танцевала в школьном концерте в честь посещения училища королевой Бельгии Елизаветой, а когда в Москве проходили первые гастроли парижской «Гранд-оперы», именно ее Харальд Ландер выбрал для показа своих принципов построения классического урока.

1957 год ознаменовался победой молодой артистки на Всесоюзном конкурсе артистов балета в Москве.

В 1958 Екатерина  Максимова окончила хореографическое училище и началось её служение на сцене Большого театра.

Творческие замыслы Владимира Васильева и Екатерины Максимовой нашли свое воплощение на телевидении и в кинофильмах.
«Ведь именно здесь я могу танцевать партии из спектаклей, которые не идут в нашем театре, или выступать в балетах, специально созданных для телевидения», — отзывалась об этой стороне работы Максимова.

Она исполняла также номера и балеты в постановке известного хореографа Касьяна Голейзовского, который поставил специально для Максимовой три номера, британского балетмейстера Фридерика Аштона, немецкого балетмейстера Тома Шиллинга.

Хореографическая композиция "Ангельский круг" Джеральда Арпино на музыку Густава Малера стала подарком балетмейстера к юбилею Екатерины Максимовой в 1994 году.

Большую популярность балерине принесли партии-роли в созданных специально для нее оригинальных телебалетах: Девочка ("Трапеция", 1970), Элиза Дулиттл ("Галатея", 1977), Петер ("Старое танго", 1979), Анюта ("Анюта", 1982), Примадонна ("Чаплиниана", 1987).

Екатерина Максимова сыграла главные роли в художественных фильмах "Жиголо и жиголетта" (1980), "Фуэте" (1986), "Классная дама" (1994).

Она выступала с моноспектаклями "Песнь песней" (1990) и "Художник читает Библию" (1994).

Портрет Екатерины Максимовой в роли Жизели, художник Артур Фонвизин.
Портрет Екатерины Максимовой в роли Жизели, художник Артур Фонвизин.

"Душой исполненный полет". "Маленькая великая женщина". "Королева балета". Пресса никогда не скупилась на похвалу в адрес Екатерины Максимовой. Парижская академия танца назвала ее лучшей танцовщицей мира. Однако балет – это не только грация и красота, это еще и характер.

Судьба не раз проверяла хрупкую балерину на прочность. Почитателям таланта Максимовой всегда казалось, что в жизни у Екатерины складывается все так же легко и красиво, как и на сцене.

В личной жизни у балерины тоже все складывалось удачно. Ее любил и боготворил один из самых талантливых танцоров того времени Владимир Васильев. Их пару называли "самой красивой". Сразу после свадьбы они улетели в Париж и провели в городе любви "медовую" неделю. И это в 1961 году, когда из страны никто не мог выехать без особого разрешения. Но Максимовой и Васильеву разрешили, так как именно этой паре доверили представлять фильм о советском балете. Ни один концерт в Кремле не обходился без их участия.

А ведь балерины Максимовой могло бы и не быть. За неуспеваемость по математике ее отчисляли из хореографического училища, правда, только на десять дней.

После тяжелейшей травмы позвоночника (в 36 лет) врачи запретили Максимовой не только танцевать, но и ходить. Она могла на всю жизнь остаться инвалидом, если бы не решительные действия ее мужа Владимира Васильева. Он набрался смелости и на одном из приемов в Кремле в достаточно резкой форме обратился к партийному руководству с призывом помочь спасти великую балерину. Резкий тон очень не понравился власти. Васильеву поставили "на вид", а Максимову удалось положить в лучшую клинику страны. После этой травмы она танцевала еще 20 лет.

Вместе с мужем Екатерина Максимова много сил отдала проведению конкурса артистов балета «Арабеск», была его председателем и учредила именную премию для лучшей балетной пары. Искусство заполняло всю жизнь Екатерины Сергеевны.

Лучшим отдыхом для себя она считала отпуск в деревне Костромской области, любила русскую природу, прогулки в лесу.

Васильев заметил: — Раньше, когда Катя была жива, я часто смотрел на ее работу критически, подмечал то, что, как мне казалось, можно сделать лучше. А сейчас, спустя годы, я смотрю на ее танец на экране, и мне в голову приходит только одно: как замечательно было все то, что она делала.

«Узор, написанный рукой природы,
Где непонятна тайна мастерства,
Где все цветы земли в лазури небосвода –
Живое чудо в форме божества.

Ты – легкая, но с грузом всей Вселенной.
Ты – хрупкая, но крепче нет оси.
Ты – вечная, как чудное мгновенье
Из пушкинско-натальевской Руси».

(Валентин Гафт)

«Неважно, где танцевать, – важно танцевать»

Екатерина Максимова

Искусство звука: автор Томаовсянка