Найти тему
Нижегородская правда

Один день из жизни театрального художника

Оглавление
Евгений Спекторов
Евгений Спекторов

В Нижегородском театре оперы и балета в эти дни очень оживлённо. С самого утра в цехах снимают мерки, шьют, красят, пилят, полируют: в марте зрителей ждёт премьера одной из самых популярных оперетт мира – «Сильвы». И всю эту работу контролирует и сводит воедино один человек – главный художник театра Евгений Спекторов. Он разрешил нам понаблюдать за этим невероятным процессом.

За один рабочий день Евгений проходит десятки километров, контролируя рабочий процесс
За один рабочий день Евгений проходит десятки километров, контролируя рабочий процесс

Фигаро здесь

Сложно подсчитать, сколько километров он проходит за день по театру. С этажа на этаж, из цеха в цех, из здания в здание. Вот он накидывает на плечи пальто и быстрым шагом направляется в соседний пристрой, который расположен во дворе театра – узнать, как продвигаются дела у декораторов. По заснеженной тропинке вслед за Евгением Алексеевичем мы с фотографом почти бегом направляемся в декорационный цех. Преодолеваем высокую лесенку, открываем обитую железом дверь – и оказываемся в огромном помещении, где художники работают над гигантским суперзанавесом.

Мастерская художников театра
Мастерская художников театра

Увидеть его целиком можно только с галереи под потолком, да это и неудивительно, ведь его размер 8 на 12 метров! Кирилл щёлкает фотоаппаратом где-то у нас над головами, Евгений Алексеевич отвечает на вопросы художников и торопится в главное здание, в самом сердце которого и расположены другие цеха. Только что он был у бутафоров, и вот что-то объясняет в пошивке, а потом его голос слышится из цеха по производству обуви. Поневоле рождается театральная ассоциация: Фигаро здесь – Фигаро там! Успеть надо всё и в срок: дата премьеры уже определена, на неё куплены билеты. Так что опоздать нельзя!

Художникам приходится расписывать десятки метров ткани
Художникам приходится расписывать десятки метров ткани

От эскиза до костюма

В остальных цехах работа гораздо более ювелирная, чем у декораторов. На наших глазах юноша-бутафор быстро-быстро обтягивает маленькие пуговички чёрной тканью. Несколько почти неуловимых движений, и новая пуговица складывается в коробочку, полную таких же красавиц! А Спекторов проводит нас в дверь, за которой творится волшебство. Сосредоточенные девушки по трафарету рисуют на серой ткани незамысловатый узор, и ткань вдруг обретает совершенно другие объём и фактуру!

Мастера театра шьют костюм для новой постановки
Мастера театра шьют костюм для новой постановки

«Найти материал в клетку нужного размера практически невозможно. Фабрики выпускают ткани тысячами метров, а нам нужен десяток», – с хитрой улыбкой рассказал Спекторов. – «Герой должен быть обязательно в костюме в клетку. И это не единственная задача, какую нам нужно решить. От того, насколько искусно будет всё сымитировано, во многом зависит успех спектакля».

И вот он уже углубился в разговор с Аллой Шаманиной, художником-модельером. В очередной раз глянув на эскиз и сравнив какие-то золотистые конусы с рисунком, они вместе отправляются в пошивочный цех, и тут же Алла прикрепляет их булавками к платью, надетому на манекен. В нём главная героиня покажется в самом начале спектакля. Стрекочут швейные машинки, и их звук сливается с лёгким треском разрезаемой портновскими ножницами ткани. Здесь по лекалам кроят и шьют костюмы к будущему спектаклю. А за соседней дверью чёрной лаковой кожей сияют ботинки умопомрачительной красоты. На них ещё не успела сесть ни одна пылинка.

Каждая маленькая деталь аппликации на занавесе пришивается или приклеивается вручную, а художники ходят по нему в пушистых носочках, чтобы не подпортить чёрный бархат.
Создание костюмов - это не только пошив, это точная проработка всех, даже самых мельчайших, деталей
Создание костюмов - это не только пошив, это точная проработка всех, даже самых мельчайших, деталей

«Для каждого исполнителя у нас есть своя обувная колодка. И наши мастера могут сшить любую обувь – от гладиаторских сандалий для «Спартака» до высоченных ботфортов к балету «Дон Кихот» «, – глядя на наше восторженное изумление рассказывает главный художник.

В мастерской даже обувь для актеров делают по индивидуальным меркам
В мастерской даже обувь для актеров делают по индивидуальным меркам

Вечерний свет

В 16.00 цеха заканчивают работу. До пяти перерыв и у Евгения Спекторова. В это время он становится просто художником и рисует, рисует, рисует! Десятки карандашей и разнообразных кистей покидают стаканчики на его столе и с невероятной быстротой на листе ватмана появляются эскизы декораций или костюмов к новым спектаклям. А когда до спектакля остаётся час, главный художник отправляется контролировать работу эксплуатационных цехов: всё ли готово у костюмеров, бутафоров и гримёров, проверять, как монтируют вечерний спектакль – вешают декорации и ставят свет.

В цехе можно увидеть всё, даже волшебные крылья
В цехе можно увидеть всё, даже волшебные крылья

Конечно, свет прописан в специальной световой партитуре спектакля на компьютере. Но иногда запись сбивается, а слепить актёров ни в коем случае нельзя – один неверный шаг может привести к травме артистов. Да и декорации при неправильном освещении могут превратиться в тряпки.

А вот если из давно идущего спектакля (а некоторые из них идут десятилетиями) что-то вдруг сломалось или порвалось, главному художнику придётся придумывать, как это восстанавливать. Правда, во время спектакля этого уже не сделать, и Спекторов со вздохом откладывает «пациента» до утра.

Но вот спектакль окончен, декорации разбираются, и главный художник отправляется домой. Пройдёт всего несколько часов, и вся эта круговерть начнётся снова…