Именно так человек, о котором позже пойдет речь, охарактеризовал свою жизнь.
Но начнем по порядку.
Встретились однажды русский, грек и американец. Нет, это не анекдот, а реальная история. Хотя встретятся они лишь на моих страницах, так как в реальности жили в разные времена. Речь пойдет о Томасе Виттеморе, Федоре Шмите и Феодоре Метохите. А ведь в греческой транскрипции имя Томас на самом деле звучит Фома. Прямо магия получается такая себе, ведь имена трех героев начинаются с одной буквы Ф, кстати, у которой множество значений, одно из которых - золотое сечение. Но перейдем к сути, иначе я окончательно вас запутаю. Место, которое связывает этих трех людей, по праву можно назвать золотым сечением, ведь каждый попадающий туда уже никогда не станет прежним. Все таки, чтобы окончательно вас запутать, я скажу, что не буду рассказывать о вышеупомянутом месте, так как о нем не писал разве что ленивый, да и о двух героях я лишь обмолвлюсь, а вот про третьего -- расскажу как можно подробней. Ну что, готовы?
Тогда приступим. Американец Томас Виттемор сыграл невероятную роль, дабы президент Турции Мустафа Кемаль Ататюрк обратил свое внимание на византийскую культуру. Именно Томас занимался раскопками и возглавлял реставрационные работы храма Святой Софии и церкви Христа Спасителя в полях, именуемой ныне музеем Хора. Да, да, той самой церкви, где на сегодняшний момент представлено самое большое собрание мозаик и фресок. Храм этот поражает своей красотой, вычурностью и сложностью мозаичных стен и потолков. Каждый, попадающий внутрь храма, буквально теряет дар речи и медленно передвигается по территории. Уже длительное время туристы могут лицезреть лишь экзонартекс, нартекс и боковой неф храма, хотя я помню в детстве имел возможность рассматривать мозаики и в центральном нефе, где располагается купол и алтарь. Надеюсь, в скором времени храм будет открыт полностью. Но не о храме я решил рассказать. До Томаса Виттемора раскопками в Константинополе и непосредственно в монастыре Хора занимался Федор Шмит, член Русского археологического института в Константинополе, учрежденного в 1894 году императором Александром III.
Институт этот, к слову, благодаря тогдашнему послу Александру Ивановичу Нелидову, получил у турецких властей право проводить раскопки на территории всей Османской империи и присваивать 50% всех найденных предметов себе с последующим вывозом из страны. В 1920-м году институт был упразднен советскими властями, многие исторические ценности утеряны, распроданы или подарены, а Федор Шмит расстрелян. Т. Виттемор был также членом византийского института, только уже американского. И тот, и другой вывезли из Константинополя и Турции немалое количество найденых при раскопках артефактов, реликвий и древних ценностей. Виттемор в отличие от Шмита, был обласкан властью и неоднократно ею награжден, но не вечен, как и все мы.
Ну и как вы понимаете, я перехожу к самой интересной части рассказа. Надеюсь, вы еще не устали читать. В отличие от двух других героев, Феодор Метохит сумел оставить след не только в истории, но и непосредственно на стенах храма, с которым связана вся эта история.
Надо заметить, что наравне с высоким интеллектом, невероятной образованностью и даже талантом писать архаичные стихи, наш герой очень любил себя и был известным модником. Феодор во многом был самоучкой и очень преуспел не только на политическом поприще, но и в таких науках, как астрономия и философия. Будущий логофет, то есть по современному премьер-министр Византийской империи получил хорошее образование благодаря своему отцу Георгию Метохиту. Но в молодости отец Феодора подвергся опале и был сослан в Никею. Жизнь юноши изменилась в 1290-ом году, когда император Андроник II Палеолог побывал в Никее, где и заметил блестящего эрудированного оратора. С этого момента начинается политическая карьера молодого оратора. Будучи самым влиятельным человеком в государстве после императора, Феодор затевает перестройку главного храма в монастыре Хора. Реконструкция храма была завершена в 1321 году. Храм был увеличен благодаря появлению нартекса и экзонартекса. Перестроен был и купол храма. Но самое главное - в храме появились замечательные фрески жития Девы Марии, Иисуса Христа и его деяний.
Не забыл Метохит и о себе. Сначала он появляется в мозаике над главным входом в центральный неф церкви. Стоит отметить, что предстает он там в несколько необычном виде. А именно: на нем турецкие одежды, хотя в руках он держит макет храма, который преподносит Иисусу Христу, восседающему на троне. А если побывать в боковом нефе, который расписан фресками, и отвлечься от поражающей картины страшного суда и изображения вселенной в виде огромной раковины на потолке, то повернув голову влево и взглянув назад под свод купола, то можно узреть изображение, которое является прямым доказательством честолюбия Феодора. На фреске вы увидите юное обнаженное создание, которое за голову держит ангел. Это чистая и непорочная душа Феодора Метохита, которую сам ангел уносит в рай.
Премьер-министр использовал монастырь для различных целей. В подвалах храма были и казематы. Парадоксально, но в стенах храма люди молились за спасение своей души, а в подземельях - за спасение жизни. Также монастырь использовался, как постоялый двор для чиновников и патриархов, которые ожидали аудиенции у императора. И ведь все это не случайно. Реконструкция храма и развитие монастыря началось именно по причине переноса императорского трона во Влахернский дворец, расположенный по соседству. Монастырь полностью стал вотчиной амбициозного чиновника.
В 1328-ом году внук императора Андроник не без поддержки сыновей Метохита сверг своего деда и захватил престол. И стал – василевс Андроник III. Опытного царедворца не спасло даже то, что ранее он заступался за узурпатора, отговаривая императора судить своего же внука. Былая слава, деньги, влияние-- все это стало пылью времен, так как Феодор был сослан в городок Дидимотейхос. Из ссылки он писал письма, уговаривая монахов не расхищать имущество монастыря, но видимо привыкшие к райской жизни церковники не вняли его просьбам. Они грабили библиотечные фонды и распродавали ценности. По возвращении из ссылки в 1331 году, ссыльный логофет совершил постриг и до конца своих дней прожил монахом под именем Теофлет в созданном им же монастыре, где и был по смерти похоронен.
От могилы его не осталось и следа, как и от дворца, который был полностью разрушен, государственные заслуги преданы забвению, но научные изыскания не забыты и дошли до наших дней, как и главное детище Феодора - храм!
Понравилась заметка? Тогда оставляйте комментарий и делайте репост себе на страницу!