Найти тему
Business Class

Фильм «Спасти Ленинград»: наглядная иллюстрация проблем российского коммерческого кино

Оглавление

Сегодня Business Class рассказывает об обидной неудаче с историей о блокаде.

Фильм: «Спасти Ленинград»

Режиссер: Алексей Козлов

Сентябрь 1941 года. Юные влюбленные Костя и Настя волею обстоятельств оказываются на барже, которая должна вывезти из блокадного Ленинграда около полутора тысяч людей по Ладожскому озеру. Ночью ветхое судно попадает в сильный шторм и получает критические пробоины. К несчастью пассажиров, первыми на месте бедствия оказываются немецкие истребители.

-2

«Спасти Ленинград» – военная драма, приуроченная к 75-летию со дня снятия блокады, написанная, снятая и спродюсированная телевизионщиком Алексеем Козловым. С первых же кадров фильм удивляет своей творческой беспомощностью: у авторов настолько плохо с фантазией, что они просто решили переснять голливудские блокбастеры в сеттинге Ленинграда начала сороковых. В качестве прототипа были взяты как знаковые ленты прошлого, вроде «Титаника» (пожилая женщина в кресле в роли рассказчицы, миниатюрные собаки на борту, предсмертный оркестр), так и хиты последних лет, похожие на «Дюнкерк» (блокада, съемки воздушных сцен и отведенная хронометру роль в сюжете).

-3

И даже когда военные действия переносятся на сушу, режиссер не может обойтись без равнения на Запад и снимает лежащих кричащих солдат, у которых торчат наружу внутренности. В 2019 году это является дурновкусием, так как вряд ли сегодня найдутся люди, которые не смотрели «Спасти рядового Райана».

-4

В целом «Спасти Ленинград» идеально иллюстрирует проблемы российского коммерческого кино. Технически отечественные кинематографисты более или менее научились снимать приятные глазу ленты, а вот писать интересные оригинальные сценарии – нет. И особенно удручает, когда фильм, показывающий страницы российской истории, не может быть снят без оглядки на Голливуд. Когда американские игроделы (на примере Call of Duty) и французские режиссеры (на примере фильма «Враг у ворот») показывают Вторую мировую ярче и зрелищнее (в кинематографическом смысле), чем мы сами, – это все-таки неправильно.

-5

«Спасти Ленинград» – неплохое кино, но к столь знаковой дате зритель заслужил чего-то более резонансного. Отдушиной может являться то, что блокадному и послевоенному Ленинграду свои новые фильмы решили посвятить Андрей Звягинцев и один из самых талантливых российских постановщиков новой волны Кантемир Балагов. Есть мнение, что у них получится более аутентичное и самобытное кино. Тем более, Звягинцев уже заявил, что в его фильме не будет ни одной масштабной боевой сцены, а это означает, что он не будет пытаться подражать Голливуду и Спилбергу там, где это абсолютно бессмысленно ввиду безальтернативного фиаско – в съемке экшена.

Фото: kinopoisk.ru