Найти тему

Как сломается нынешняя система образования

Статья написана как реакция на эту новость

В ней от Олега Смолина (1-й зампред по образованию и науке ГД РФ) поступают очень здравые предложения.

1. Убрать из школьных программ лишний материал. Уделить большее время усвоению оставшегося.

2. Расширить возможности трудового воспитания, приближая его к воспитанию производственному.

На мой взгляд это очень здравые, правильные, полезные мысли. Однако также я понимаю, что реализованы они быть не могут. Ведь для проведения соответствующей реформы понадобится переосмысление основ и ответ на базовые вопросы: "что такое образование?"; "для чего нужно образование?"; "какие знания должны составлять основу образования?"; "для чего изучается каждая конкретная тема?". Все разумеется переругаются ещё на первых вопросах, не доходя до программ. Поэтому сегодняшний ФГОС  не отвечает ни на один из них. А общественность будет сопротивляться, голося: "Наших детей не учат тому, чему учили нас! Власть хочет сделать их послушным стадом!". Подобный ураган неодобрения уничтожит рейтинг политика, затеявшего такую реформу.

Причина бед российского образования кроется на самом деле во всей общественной жизни. Сейчас диплом даже о высшем образовании никому НИЧЕГО не гарантирует (ни блестящей карьеры, ни достатка, ни статуса, ни знаний), а на получение образования тратится от 1/4 (школьное) до 1/3 (высшее) жизни. Это очень большая роскошь и граничит с нецелевым расходованием самого дефицитного ресурса - времени.

Общественность полубессознательно начинает паниковать и искать методы решения. В итоге образование признаётся недостаточным, и в него с лопаты закидывается новая порция материала (конечно безо всякого основания). Увеличивается нагрузка, ухудшается качество, увеличивается бумагооборот (надо же снимать показатели).

Это разумеется не помогает. Тогда берут лопату побольше и цикл повторяется. Очевидно, что это пример реакции на кризис проверенными методами, что значит: текущая система обречена.

Реакцией на это по аналогии с боевыми действиями служит отступление. Предлагается выкинуть или часть предметов, или часть учеников (двоечников). Чтобы таки нащупать рубеж на котором можно закрепиться.

-2

Как это будет: Работодатели перестанут требовать дипломы при приёме на работу, потому что они девальвируются окончательно. Общественность ударится в панику и примется рушить систему образования с доводами: "И на что мы потратили столько лет жизни?! Зачем это всё было нужно?!". И тут уже сформируется общественный запрос именно на те изменения, о которых говорит О. Смолин: Сокращение и переосмысление образовательной программы и введение как можно большего числа практических элементов. Вплоть до стажировок. 

Конечно для некоторых специальностей, вроде медиков, диплом это совершенно необходимый документ. Но таких специальностей не так много, они относятся в основном к инфраструктуре, и там уже необходим жесткий "золотой стандарт" образования.

P.S.

Последние соц. опросы работодателей показывают, что их общественное мнение относительно дипломов движется именно в указанном направлении. Тем более, часто требуется просто диплом о В/О, без учета значащейся в нём специальности.