Об уцелевших следах самобытной культуры этого тихоокеанского острова сказано, написано и снято так много, что нет смысла повторять всё это в миллион сто первый раз. Намного интереснее внимательнее присмотреться к здешним реалиям, загадкам, заблуждениям, появившимся за последние годы новым археологическим данным, сенсациям, исследованиям, новым раскопкам, новым гипотезам, натурным археологическим экспериментам, детальным инженерным реконструкциям. К примеру, в книге «Мегалиты: изваяния острова Пасхи» представлен детальный анализ 75 теоретически возможных (но не всегда осуществимых в реальности) способов любых перемещений любых местных мегалитов. Кроме того, здесь впервые даются оценки реальных весов всех тех 444 (из 887 обнаруженных на сегодняшний день) изваяний «моаи». О размерах только этих 444 в наше время можно сказать хоть что-то близкое к объективной реальности – и получить обоснованные расчетные оценки. А не взятые с потолка величины, как это бытует у многочисленных, не пуганных грамотными редакторами сказочников того или противоположного толка.
Итак:
Рано Рараку — это сравнительно небольшой, высотой около полутора сотен метров, вторичный вулканический кратер на нижних склонах 506-метрового вулкана Теревака, главной возвышенности острова Пасхи.
Склоны Рано Рараку относительно высоки и круты за исключением пологих, плавно сходящих в равнину, севера-северо-запада. В кратере образовалось пресноводное озеро с заросшими камышом тоторо берегами, одно из трех кратерных озер острова.
Выходы скальных продуктивных туфовых и туффитовых горизонтов Рано Рараку стали приблизительно в XI … XVII веках (с общепринятой хронологией истории острова пока всё еще не очень складывается) местом масштабного производства знаменитых изваяний, которые на языке ваятелей назывались «моаи». Не без оснований считается, что не более 5% моаи были созданы вне пределов этого вулкана-каменоломни – из туфа или из других каменных материалов.
Туф часто воспринимают то как очень твердую неподдающуюся породу наподобие базальта, то как чуть ли не крошащийся под пальцами мягкий вулканический пепел. Это и на самом деле хорошо спрессованный и прошедший высокие температуры вулканический пепел с многочисленными порами и посторонними включениями. Но истинная его прочность и твердость более чем достаточны для того, чтобы изваяния из него простояли много веков на открытом воздухе даже в условиях островного субтропического климата. По прочности и сопротивлению при обработке желтовато-серый туф Рано Рараку примерно соответствует хорошему обожженному красному строительному кирпичу. А крошится только темный обветренный поверхностный слой материала моаи.
На Рано Рараку в настоящее время находится 394 как полностью завершенные (и даже иногда украшенные резьбой), так и оставленные на разных стадиях изготовления статуи (в том числе и безнадежно поврежденные). Из них 117 или 119 – кратере, остальные – в пределах делювиальной осыпи у подножия вулкана и на юго-западных выходах скальной породы выше верхней кромки делювия.
Кэтрин С. Раутледж, 1915 г.:
«Тени ушедших строителей все еще владеют этой землей. Добровольно или нет, каждому появившемуся здесь приходится обращаться с этими работниками из прошлого; весь воздух здесь насыщен огромной целеустремленностью и энергией, которые здесь были и которых здесь больше нет.»
Очевидные признаки того, что их наполовину засыпали (а некоторых даже начали валить на спину) оползни, случившиеся после изготовления этих скульптур. Видны места выработки камня – здесь тоже высекали (вернее, выдалбливали массивными заостренными рубилами «токи») большие изваяния.
Потом моаи без особого труда опускали «на ноги» в вырытые ямы-эскарпы и отделывали набело их спины - последнее, что еще не было отшлифовано. И только те творения ваятелей, которые начали перемещаться от каменоломни, застыли в других положениях.
Вот этот, на переднем плане, явно упал (причем почему-то там, где не могло быть его ямы-эскарпа) и именно по этой причине переломился пополам примерно на уровне между верхней губой и крыльями носа. Вручную, в положении «лежа», люди его сломать физически не смогли бы. Самостоятельно треснуть поперек слоев туфа он тоже не мог. И таких сломанных поперек тела изваяний на острове очень много. Так что же здесь происходило?
- - -
Если понравилось рассказанное – не стесняйтесь кликнуть по значку «Во!» (это где большой палец вверх). И – подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии.