РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «СПАСТИ ЛЕНИНГРАД»
На самом деле это правильно – снимать фильмы к юбилейным или памятным датам. Нет ничего плохого, воспользоваться тематическим ажиотажем и дать зрителю что-нибудь стоящее. Но только именно стоящее. Не секрет, что фильм «Спасти Ленинград» подогнан к 75-летию снятия блокады с Ленинграда. Что ж, повод хороший, тема достойная, реализация… стоящая или нет?
Но давайте по порядку. Начнем с предчувствий. Хотя фильм не получил такой же рекламы как у «Т-34», узнать о нем было можно. И тут с ходу легкий негатив. Названия откровенно аляповатое, мишура какая-то. Если бы назвали «Баржа 752» или как-то так, было бы не хуже и больше по делу.
Дальше, постеры, трейлер сами по себе навевают ощущение картонной клюквенности, шаблонности происходящего и претензий на мегаблокбастершоу. Послужной список режиссера и сценариста (по большей части третьесортные сериалы) не добавляет добрых предчувствий.
Но не будем такими предвзятыми. Отправимся на премьеру, дав фильму начальные 5 баллов из 10, а там посмотрим. По ходу дела решим, отминусуем или приплюсуем.
Начало. Бабка-блокадница дает интервью телевизионщикам, рассказывая историю той самой эвакуации на барже номер 752. И вот тут уже досадный прокол. Бабка демонстрируя оставшуюся у нее реликвию, часы своего мужа, сразу дает понять, что главные герои выживут. Плохо, плохо, плохо. Нельзя же так спойлерить. Надо же заставить зрителя переживать. Но не будем спешить – а вдруг догадка мимо?
Действие переносится в сентябрь 1941 года. Пик тяжелейших боев, Жуков на Ленинградском фронте бросает всё, что есть в контратаки, немцы и наши на пределе сил, впорос: кто первый сдастся? Впрочем, всей этой стратегии в кино «Спасти Ленинград» нет. Есть лишь квартира главной героини.
Славная девочка Настя прощается с мамой, отправляясь в эвакуацию со своим ухажером. Мама и девочка действительно получились отличные. Тут недавно вышел паршивенький «Праздник» про тот же Ленинград. Так вот, не касаясь его содержания, остановлюсь лишь на недостоверных персонажах. Там это просто плохо переодетые люди из XXI века.
В «Спасти Ленинград» не так. Персонажи и одеты прилично, и выглядят отлично, и ведут себя аутентично. Хотя некоторые слишком уж шаблонны. Но об этом позже. А пока за удачный подбор персонажей плюсик. Промежуточный итог 6 из 10.
Далее завязывается несколько конфликтов. Девочка уезжает с парнем Костей. Костя курсант артиллерийского училища тоже эвакуируется на барже вместе с ротой. Понятно – ценные кадры следует беречь.
Внезапно поступает приказ: снять роту с баржи. Наши, видимо, на Невском пятачке пытаются прорвать фронт немцев. Срочно нужны любые резервы. Роту бросают в бой. Но папа Кости – каперанг, командир переправы. Он вытаскивает Костю из пекла и сажает на баржу. Славная девочка и добропорядочная комсомолка Настя обвиняет Костю в трусости и дезертирстве. В принципе, правильно. И это один конфликт и основная интрига.
Второй, уже случайный и недокрученный автором. Только-только ушла из дома Настя, как туда заявился освобожденный по амнистии папа. Жена встречает его странно. Вроде бы и стрепетом, и с любовью, но и с чувством неловкости, вины. Оказывается, его взяли там по какому-то политическому делу, а она, такая-сякая, отреклась от мужа. Хороший конфликт, но так и остается в зачатке.
Наконец, третий конфликт. На той же барже оказывается капитан НКВД. Ведший дело настиного папы и вроде бы тоже имеющий свои виды на дочку. Драматургически всё хорошо и правильно, но сам этот энкавэдэшник… Просто карикатура, списанная со всего постсоветского кино. Сволочь из сволочей. Больше и добавить нечего. Кроме, разве что, одного. Это надо же иметь такую бедную фантазию, чтобы в 2018/19 году затащить в кино такого, я-то уж надеялся, безнадежно устаревшего типажа. Просто тьфу да и только.
Но за конфликты, за развитием которых было бы интересно наблюдать, приплюсуем еще единичку. 7 из 10. Но за энкавэдэшника один балл срежу. 6 из 10.
Ну и вот. Баржа отправляется в Ладожское озеро. Рота уходит на плацдарм. Немецкие летчики летят бомбить баржу. Начинается основное действие.
Оно вышло разорванным. По крайней мере, бои на плацдарме уж настолько искусственно (в итоге) оказываются привязанными к одиссее баржи, что руки бы сценаристу оторвать и печатную машинку на голову надеть.
Но не спешите! Во-первых, сам бой неплох. Не своим масштабом или действием, а раскрытием пары героев. Впрочем, тут дело подпортили чертиком из табакерки – какого-то лешего только что вышедший из тюрьмы папа Насти тоже оказывается на плацдарме с винтовкой и всеми делами. Чем тут автор думал, не знаю, но выглядит по-идиотски.
Дальше идиотизм мешками начинает сыпаться на несчастного зрителя. Столько откровенно глупых и нестыкующихся сцен, поворотов, ходов и поступков, что я даже не знаю, что тут сказать, а о чем промолчать.
И шторм-то начинается по щелчку пальцев сценариста с полным сюрпризом для синоптиков. И конечно же на барже не оказывается ничего зенитного, а немецкие самолеты (не самолет, а именно самолеты) банально заваливаются из винтовок.
И каперанг (папа Кости) вдруг бросает всё, садится один на баркас и отправляется куда-то в Ладогу – как же, Костик в опасности. И сволочь энкавэдэшник вдруг и совсем никак не мотивированно начинает вести себя как рыцарь в сверкающих доспехах (ну, прямо как в недавнем «Несокрушимом» — они с одного листа что ли списывают?). Минус один (хотя мало отнял, можно бы и больше). 5 из 10.
И, и, и… Тут этих «И» вагон и тележка. И даже самая главная «фишка» автора. «Фишка», которая в глазах зрителя должна спасти Костю от обвинения в дезертирстве. О ней я, пожалуй, проспойлерю подробнее. Ведь я в итоге порекомендую вам не ходить на «Спасти Ленинград».
В самом конце идет флэшбэк, где папа-каперанг перед отправкой на баржу говорит Косте: дескать, так и так, я знаю, что эта баржа не дойдет, но я должен ее отправить, иначе меня расстреляют, поэтому я всем сказал, что на ней пойдет мой сын, поэтому плюнь на свою роту и иди на баржу.
Полнейший набор дури. Но и это еще не всё. Здесь я как раз вспоминаю начало. Капитан баржи говорит: я смогу взять только 600 человек. Капернаг ему: приказываю взять полторы тысячи, под мою ответственность. Нет, вы только вдумайтесь: он знает (ну, пусть не точно, но на 90%), что баржа не дойдет и при этом грузит на нее еще 900 будущих жертв. Он кто? Предатель или идиот? Нет, автор считает его героем, каковым нам и представляет. Минус один в карму ему за это. 4 из 10.
Финальную попытку приплести к этому проваленному сценарию «Бессмертный полк» можно назвать неумелой и не вызывающей тех эмоций, на которые, видимо, рассчитывал автор. Выглядит слабо. Музыки может быть душещипательной не хватило. Или терпение зрителя уже переполнилось бессвязным лепетом – не знаю, но финал этот не возвышает, а только раздражает.
Рецензия на фильм «Спасти Ленинград» с целью спасти от него зрителей завершена.
4 из 10