В начале года вышел очередной материал про работников будущего. Президент портала Superjob Алексей Захаров сообщил, что профессия бухгалтера исчезает из-за внедрения электронного документооборота. Сотрудники Неба удивились и решили оспорить это громкое заявление. Рассказываем про ЭДО и почему ему не за что убивать бухгалтера.
Что такое ЭДО на самом деле?
Многие думают, что электронный документооборот — это когда продавец с покупателем договорились о сделке, а потом нажатием кнопки у продавца сформировался приход в учетной программе.
Но это не так. ЭДО про замену бумажных документов, а не бухгалтерию. То есть бумажные документы меняются на электронные, а компания экономит на распечатке и почтовых услугах. Ну и в офисе не нужно держать архив с кучей папок. Операторы ЭДО хранят все документы и по требованию контролирующих органов предоставляют их на проверку.
Но и у этой современной системы есть проблемы в России.
Много операторов и слабый роуминг
Если у компании много контрагентов с разными операторами ЭДО, появляется проблема обмена документами. Ситуацию должен спасти роуминг, но с его установкой слишком много сложностей. Нужно отправлять заявки, ждать согласования и т. д.
Многие просто устанавливают системы нескольких операторов, чтобы без проблем обмениваться документами. Ну или крупные компании обязывают поставщиков пользоваться определенным оператором ЭДО.
С операторами нельзя договориться
Некоторые компании со скрипом внедряют ЭДО, потому что это мешает джентльменским договоренностям с партнерами. Например, вы оказали услугу и выписали счет-фактуру.
Но услугу не хочется показывать в ближайший отчетный период. Из-за ситуации в бизнесе или желания сэкономить на налогах. С бумажными документами просто. Договариваетесь с контрагентом, счет-фактура рвется, а сделка «переносится» на другое время. Обычная ситуация для многих компаний.
Но при внедрении ЭДО такого не сделать. Проведенная счет-фактура навсегда останется в базе оператора. Отыграть назад можно, но от следов избавиться не получится. При проверке контролирующими органами, это обязательно вылезет наружу.
В России электронный документооборот пока действует из-за экономии на бумаге, а не как удобный инструмент работы с документами и отчетностью. Подобные системы охотно используют крупные компании, потому что у них используется большой объем документации.
Небольшие фирмы или ИП пока не готовы полностью перейти на такой формат работы. Кроме оплаты тарифов операторов, нужно платить и за использование электронной подписи. И небольшому бизнесу это просто невыгодно.
При чем тут бухгалтеры?
Мы не знаем. Судя по всему, некоторые до сих пор уверены, что задача бухгалтера — это вносить циферки в программу, а потом программа все посчитает и отчет отправится в нужном направлении.
Но это не так. У бухгалтера множество задач, от которых зависит существование бизнеса. Поэтому электронный документооборот не убьет профессию бухгалтера. Да, в будущем станут не востребованы специалисты, которые могут выполнить минимальные задачи. А те, кто работает с целью сделать бизнес эффективным будут продолжать пользоваться спросом.