В последнее время в Дзене, в блогах, в соцсетях завелось астрономическое количество паразитирующих на истории людей. До последнего времени меня это не трогало, но теперь они дотянулись до пиратов...
...Ага, прежде, чем меня покусал Лавкрафт, а за ним Кинг, ну, и другие столпы жанра, меня - еще в детской библиотеке, которая в наших широтах называется крайне смешно («ача-пача библиотекки», буквально «сына-доча книгохранилище») - тайно, в темноте между стеллажами укусил зеленым томиком Рафаэль Сабатини. Да-да, тот самый томик, советская «Библиотека приключений» и, собственно, «Одиссея капитана Блада». Проглотил книгу за пару дней, за это время батя вернулся из очередной командировки и вручил мне «Военно-морской словарь» издательства Министерства обороны СССР.
То есть, едва я повязал пионерский галстук, в глазах бати тут же стал без пяти минут взрослым. Или что там творилось у него в голове? Не знаю. Но мне подарок зашел на «ура».
И вот, две книги образовали буквально даже не комбо, а прямо-таки фаталити в мозг.
Пиратскую тему я с тех пор не пропускал. А фундаментальные труды Яцека Маховского, Игоря Можейко и чуть менее фундаментальные, но углубленные в технику труды Германа Смирнова стали у меня настольными книгами.
Именно поэтому рассуждения о «Веселом Роджере», «сенсационные развенчания» пиратских мифов и прочая псевдоистория так меня задевают. Вот я и стартую ветку статей, посвященных пиратству, как я его знаю уже далеко не первый год и далеко не по чужим блогам.
Итак, начнем с главного визуального маркера темы: собственно, «Веселого Роджера».
Вопрос о пиратском знамени на «пять с плюсом» раскрыл в книге «Пираты, корсары, рейдеры» Игорь Можейко: ученый, писатель, журналист, в 1960-е - 1970-е годы один из самых зверских корреспондентов-международников в Юго-Восточной Азии, работавший на «Вокруг света». Авантюрист в чем-то и вообще культовая фигура (о нем в планах - отдельная статья, ибо куда больше известно его литературное «альтер эго»). Ссылается он, как минимум, на двух (ох, тут не соврать бы! их может быть и больше) авторитетных вексиллологов. Кому интересно, «гугл» в помощь - Можейко, как ученый советской закалки, обзавелся мощным ссылочным аппаратом, так что sapienti sat.
Начну с того бреда, который несут в Сети. Берегитесь, горе-историки!
Встречалась бредовейшая версия, растиражированная до состояния «геббельсовой правды»: черный флаг с черепом и костями - это сигнал карантина. На корабле, типа, тропическая трисичуха, потому к нему приближаться даже на пушечный залп не стоит.
Даже здравый смысл подсказывает: потенциальная жертва пирата от чумного корабля будет сджобывать не просто на всех парусах - там и матросы начнут грести ложками и ведрами, а офицеры носовые платки вдобавок к лиселям на реях развесят; перед абордажем ограбляемый экипаж станет палить из всего доступного огнестрела, лишь бы повыкосить злых полузомби на расстоянии. То есть, демонстрировать сопротивление до последней возможности.
А меж тем, главной тактической фишкой, «модусом операнди» пиратов была, в первую очередь, бескровная победа - ну, или победа малой кровью. Пиратам нужна была добыча, а не покрасневшее до самого горизонта море. И своих терять - нерентабельно (почему «джентльмены удачи» держались друг друга и избегали ненужного кровопролития - отдельная статья будет; напомните, если забуду). В подавляющем большинстве случаев жертва ложилась в дрейф и позволяла опустошить свои трюмы после первого предупредительного выстрела - часто холостого, салютного.
Так что выдавать себя за источник смертельной заразы пиратам было попросту невыгодно.
А карантинный флаг еще со времен Крестовых походов был однозначный - равномерно желтый. Его, если меня память не подводит, ввели в обиход венецианцы, больше всего страдавшие от эпидемий, приплывавших на кораблях. Собственно, термин «карантин» пришел из средневековой Венеции: quaranta giorni (карантаджорни, сорок дней) - именно такой срок должны были отстаиваться на якоре подальше от города корабли с малейшим признаком заразы на борту.
К слову, в 20 веке значение желтого флага поменялось на кардинально противоположное. В наше время он сигнализирует: "Не запирайте меня в карантин, ну, пожалуйста! У меня все здоровы, честное слово: последнего чихнувшего сбросили за борт. И вам желаю не хворать".
Еще одна бредовая версия из новой интернет-мифологии: пиратские флаги были черными. Скелеты, сабли, черепа, песочные часы - и все это на черном таком фоне. Опять включаем логику и добавляем понимания реалий времени. Начать с того, что до середины 18 века попросту не существовало кардинально стойкого черного красителя для ткани. Жженая скорлупа после первого же легкого дождика сделала бы из гордого знамени неразборчиво-грязную тряпку. Дубовые галлы, даже с железными протравами, поначалу готично-черные, в морском воздухе стремительно приобрели бы сочный фекально-коричневый цвет. Флаг цвета говна - это даже по тем диким временам «зашквар».
Разве что чернила каракатицы... Да, надоить каракатиц на окрашивание флага, а то еще и на комплект парусов - именно доением головоногих и занимались пираты. Даже в 1920-е радикально-черный цвет был либо крайне дорог, либо нестоек при высокой влажности.
А вот кошенильного жука, алканны красильной, да даже банального красного перца появилось в 17 веке на мировом рынке завались - пошло активное освоение ресурсов Америки. Красные пигменты держались на ткани куда более стойко (ибо жирорастворимые в большинстве своем). К слову, тем же кошенильным жуком англичане до сих пор мундиры своих королевских гвардейцев обмазывают - ибо исторично, традиционно, недорого и надежно.
Существует подробное описание пиратского похода на Панаму в 1680 году. В походе участвовало семь ОПГ под семью разными знаменами. История сохранила даже порядок выдвижения колонн...
«Авангард отряда вел капитан Шарп... Флаг Шарпа, который несли впереди, был красный с белыми и зелеными лентами. Затем следовал экипаж адмирала Ричарда Соукинса - под красным флагом с желтыми полосами. За экипажем адмирала шел отряд капитана Питера Харриса, состоявший из команд двух кораблей. Каждая из них несла свой флаг - оба зеленые с разными изображениями. Пятый и шестой экипажи выступали под красными флагами... Арьергард под командой капитана Эдмонда Кука шел под красным флагом с желтой полосой и с изображением руки и меча...»
То есть, семь пиратских знамен - и ни одного черного! Как так?! А как же «Веселый Роджер»?
А теперь вопрос знатокам: как по-английски будет Веселый Роджер»? Я не так уж, чтобы носитель языка, но с инглишем особых проблем не испытываю. Для меня «веселый» - merry или cheerful. Но «Веселый Роджер» в английском однозначно - «Jolly Roger», то есть, не то, чтобы прямо уж саркастически веселый в силу оскала черепа, а дружелюбный, приветливый, гостеприимный.
Мне кажется, что в сознании людей 17 века называть череп гостеприимным было несколько неуместно, а в среде традиционно суеверных моряков и вовсе равносильно проклятью - самого себя в гости к черепу приглашать!
Откуда же есть пошел Jolly Roger? В первой половине 17 века, когда центром пиратской активности была знаменитая Тортуга, а маршруты испанских «серебряных галионов» пролегали вдоль берегов Гаити, самыми успешными «джентльменами удачи» являлись французы. Красные флаги уже два века, как минимум, были верхом моды у морских грабителей - популяризовал эту нехитрую лаконичную геральдику еще знаменитый Клаус Штертебекер. Дополнительный психологический эффект флага, оцененный пиратами по достоинству, заключался в том, что простое красное полотнище во всех европейских флотах обозначало сигнал «готов открыть огонь, пушки заряжены». То есть, поднимая на мачте подобное знамя, пираты словно бы демонстративно приставляли к виску жертвы пистолет и сочно взводили курок.
Вот в таком контексте флаг становился «гостеприимным» - этакое глумливое приветствие, типа "Добрый вечер, Пятачок!". По-французски «гостеприимно-веселый красный» - Joyeux Rouge. Английские коллеги французских флибустьеров по всем правилам misheard lyrics изменили «торговую марку» на Jolly Roger.
А уж потом разухабистые романисты придумали и черепа-Роджера с его весело-злодейской улыбкой, и погребальный черный фон - лишь бы позабористее да поантуражнее. Если вы смотрели сериал «Черные паруса», наверняка обратили внимание: книжки про пиратов еще при живых пиратах пользовались бешеной популярностью и отличались крайней неправдоподобностью (эпизод с Джеком Рэкхемом в одной из последних серий, когда в Бостоне Рэкхема повстречала начитавшаяся худлита фанатка).
Не стану утверждать, что черных флагов не было категорически. Я даже уверен, что они были. И черепа с костями в разных комбинациях наверняка встречались. Но настоящим «Веселым Роджером», отличающим пиратов от остальных мореходов, несомненно был обыкновенный красный флаг. Такой, какой подняли на броненосце «Потемкин», например, что настораживает...
В следующей статье цикла о пиратах и пиратстве погрызем миф о двух крайностях: «сухом законе» на корабле и заспиртованных по самые брови головорезах. Ну, или пишите в камменты, о чем бы вам хотелось узнать.