Руководство по созданию резервных копий (бэкапов) сайтов на Joomla 3 с помощью компонента Akeeba Backup — лучшего расширения для резервного копирования сайтов на Joomla.
Содержание
- О компоненте Akeeba Backup
- Версии и возможности Akeeba Backup
- Установка Akeeba Backup и русификатора
- Как сделать резервную копию сайта на Joomla
- Панель управления Akeeba Backup
- Автоматические бэкапы в Akeeba Backup
- Восстановление сайта из резервной копии
Компонент Akeeba Backup
Важно знать:
Akeeba Backup — единственное расширение, позволяющее обеспечить резервное копирование сайта на CMS Joomla различными способами.
Данный компонент является флагманской разработкой компании Akeeba и уже много лет успешно развивается в ногу с самой CMS Joomla.
Безусловным плюсом является наличие официального русского перевода.
Версии и возможности Akeeba Backup
Существует бесплатная (Core) и платная (Pro) версии компонента Akeeba Backup.
Возможности бесплатной версии
- Резервное копирование в один клик
Резервное копирование всего сайта и его базы данных через один клик. - Автономные резервные копии
Бэкапы содержат скрипты для восстановления сайта. - Автоматическая конфигурация
Автоматическая настройка конфигурации в соответствии с вашими предпочтениями и настройкой сервера. - Настройка разрешений
Настройка прав доступа к отдельным функциям резервного копирования. - Несколько форматов резервных копий
Бэкапы в формате ZIP или JPA, а также совмещенный вариант ZIP/JPA. - Резервное копирование через внешний интерфейс
Позволяет выполнять запланированные (CRON) и удаленные резервные копии. - Управление резервными копиями
Администрирование бэкапов (загрузка, удаление). - Исключение файлов, каталогов, баз данных
Исключайте отдельные элементы от резервного копирования. - Оптимизированный дамп базы данных (Extended INSERTs)
- Восстановление из компонента
Для резервных копий всего сайта. - Зашифрованная конфигурация
Конфигурация, зашифрованная 128-битной AES-криптографией.
Возможности платной версии
Pro-версия включает возможности бесплатной версии, а также:
- Облачное резервирование
Отправка резервных копий на любой FTP-, FTPS-, SFTP-сервер. Хранение бэкапов в коммерческих облачных хранилищах (DropBox, Amazon S3, Box.com и др.). - Удаленное управление квотами
Возможность предотвращения перегрузки облачного сервера с помощью удаленного управления квотами резервных копий. - Отправка резервных копий по E-mail
Настройте отправку бэкапов на электронную почту. - Зашифрованные архивы
Зашифрованные бэкапы AES-128 (формат JPS). - PHP-скрипты для CRON
Эффективные скрипты для использования в планировании CRON. - Резервное копирование только базы данных сайта или только файлов.
- Дополнительное резервное копирование отдельных файлов.
- Импорт произвольных бэкапов.
- Фильтр файлов, каталогов и баз данных.
- Автоматическое исключение таблиц баз данных, не относящихся к Joomla.
- Включение дополнительных баз данных MySQL в бэкапы.
- Включение внешних папок в резервные копии.
Установка Akeeba Backup и русификатора
Рассмотрим процесс установки бесплатной (Core) версии компонента и русского языка на сайт Joomla.
1. скачайте дистрибутив последней версии с официального сайта,
2. скачайте русификатор для Akeeba Backup здесь (официальный источник),
3. перейдите в Расширения → Менеджер расширений → Установка и установите сперва дистрибутив, потом русификатор:
4. перейдите в Компоненты → Akeeba Backup:
5. для запуска автоматической настройки нажмите Мастер настройки:
6. компонент установлен и готов к работе! Нажмите Начать резервное копирование, чтобы незамедлительно испытать компонент, или Панель управления для перехода к его администрированию:
Как сделать резервную копию сайта на Joomla
Компонент Akeeba Backup предлагает несколько способов создания бэкапов в зависимости от версии расширения.
Бэкапы в Core-версии
Бесплатная версия позволяет осуществлять резервное копирование:
- в один клик
- автоматически по расписанию
При этом все бэкапы будут сохраняться в папке /components/com_akeeba/backup/. Этого может быть вполне достаточно для небольших сайтов и даже сайтов среднего уровня, не представляющих большого интереса для взломщиков.
Бэкапы в Pro-версии
Платная версия позволяет автоматизировать процесс резервного копирования с сохранением бэкапов в облачном хранилище данных. Это обезопасит резервные копии в случае, если злоумышленники получат доступ к файлам на сервере.
Панель управления Akeeba Backup
Рассмотрим все элементы панели управления компонентом.
Итак, панель имеет следующие разделы:
- Активный профиль
- Бэкап одним щелчком
- Основные операции
- Отладка
- Расширенные опции
- Включить и исключить данные
Теперь по порядку о каждом.
Активный профиль
В этом разделе вы можете выбрать профиль с предустановленными настройками для создания резервных копий:
Что такое профиль?
Резервное копирование осуществляется в соответствии с произведенными настройками, которые сохраняются в профиль. После установки Akeeba Backup на Joomla создаётся профиль по умолчанию (Default Backup Profile) и все сохраненные настройки будут применяться к нему.
О настройках и их сохранении в профиль поговорим далее.
Бэкап одним щелчком
Этот раздел содержит кнопки с названиями существующих профилей. По клику по выбранному профилю незамедлительно начнется процесс создания бэкапа в соответствии с предустановленными настройками профиля.
Основные операции
Здесь размещено 5 кнопок, ведущих на определенные страницы:
- Начать резервное копирование
По клику откроется страница, на которой можно выбрать профиль резервного копирования, добавить комментарий к бэкапу, добавить пароль к архиву будущего бэкапа, ну и запустить процесс резервного копирования. - Мастер переноса сайта
С помощью этой функции вы можете перенести существующий бэкап сайта с локального сервера прямо на хостинг. Просто перейдите по ссылке и следуйте дальнейшим указаниям. - Управление резервными копиями
Здесь вы можете администрировать существующие бэкапы: удалять, скачивать, изменять комментарии. - Настройка
Здесь можно определить настройки для активного профиля. - Менеджер профилей
Страница со списком существующих профилей. Здесь же можно создать новый.
Отладка
Здесь имеется всего одна кнопка Просмотр журнала, ведущая на страницу для просмотра существующих лог-файлов, содержащих данные по генерации соответствующих бэкапов.
Расширенные операции
Здесь также размещена всего одна кнопка Расписание автоматических бэкапов, ведущая в раздел настройки автоматического резервного копирования.
Включить и исключить данные
Раздел имеет 2 кнопки, ведущих в соответствующие настройки:
- Исключить файлы и папки
- Исключить таблицы базы данных
Здесь вы можете определить, какие файлы и папки не следует включать в резервные копии. По умолчанию в резервных копиях не сохраняются папки /cache/ и /tmp/.
Это очень актуальная функция для большинства сайтов. К примеру, если на сайте имеется большое количество файлов картинок или медиа-файлов большого размера, то для облегчения размера бэкапа на выходе можно исключить папку /images/ или подпапку этой или любой другой директории. Также можно настроить исключения для копирования картинок и медиа-файлов в автоматическим режиме, и создавать бэкапы с данными файлами в один клик, используя исключения для разных профилей.
Бэкапы по расписанию в Akeeba Backup
С помощью рассматриваемого компонента можно обеспечить автоматическое создание резервных копий.
1. перейдите в панель управления компонентом (Компоненты → Akeeba Backup)
2. перейдите в Настройки:
3. перейдите во вкладку Резервное копирование через лицевые веб-страницы
4. активируйте опцию Включить возможность создания резервных копий через передние страницы веб сайта и удаленно
5. введите надежное Секретное слово
6. при необходимости активируйте (заполните) другие опции:
- Включить проверку поврежденных резервных копий с лицевых веб-страниц
- Часовая зона бэкапа
- Адрес электронной почты для получения сообщения о завершении резервного копирования
7. Нажмите Сохранить и закрыть:
8. нажмите Расписание автоматических бэкапов в разделе Расширенные операции:
9. перейдите в раздел Создание резервных копий через лицевые страницы
Здесь вы можете ознакомиться с несколькими вариантами обеспечить автоматическое резервное копирование по расписанию:
- WebCron.org
- WGet
- cURL
- PHP Script
- URL
Ознакомьтесь с предложенными вариантами и выберите наиболее подходящий. На большинстве хостингов можно использовать метод WGet: для его активации скопируйте строку кода из соответствующего раздела и вставьте в планировщик задач (CRON) для создания запланированного задания.
Важно знать:
Если не знаете, как создать запланированное задание через панель управления хостингом, то обратитесь в техническую поддержку хостинг-провайдера.
Восстановление резервной копии сайта Akeeba Backup
Восстановить сайт из бэкапа можно несколькими способами:
- через функцию Мастер переноса сайта
Функция доступна в разделе Основные операции панели управления компонентом. - с помощью утилиты Akeeba Kickstart
Доступна бесплатно на сайте разработчика компонента.
В случае с Мастером переноски сайта всё достаточно просто: переходим по ссылке в панели управления и следуем инструкциям.
Процесс восстановления сайта посредством Akeeba Kickstart рассмотрим более детально:
1. скачайте последнюю версию утилиты Akeeba Kickstart здесь (сайт разработчика)
2. загрузите на сервер (в папку для сайта) файл бэкапа и архив утилиты
Это можно сделать по FTP или через панель управления хостингом
3. распакуйте архив прямо в корневую папку
В архиве содержатся следующие файлы:
- kickstart.php
- jquery.min
- json2.min
- INI-файлы локализаций
4. удалите все лишние файлы локализаций, оставив только ru-RU.kickstart.ini
5. введите URL-адрес: http://ваш-домен/kickstart.php
Этот запрос осуществит распаковку бэкапа. Откроется страница с диалоговым окном.
6. после закрытия диалогового окна начнется стандартная процедура предварительной настройки Joomla.
Источник: Центр обучения Joomla