Найти тему
Центр обучения Joomla

Как легко создавать резервные копии сайта на Joomla 3?

Оглавление

Руководство по созданию резервных копий (бэкапов) сайтов на Joomla 3 с помощью компонента Akeeba Backup — лучшего расширения для резервного копирования сайтов на Joomla.

Содержание

  • О компоненте Akeeba Backup
  • Версии и возможности Akeeba Backup
  • Установка Akeeba Backup и русификатора
  • Как сделать резервную копию сайта на Joomla
  • Панель управления Akeeba Backup
  • Автоматические бэкапы в Akeeba Backup
  • Восстановление сайта из резервной копии

Компонент Akeeba Backup

Важно знать:
Akeeba Backup — единственное расширение, позволяющее обеспечить резервное копирование сайта на CMS Joomla различными способами.

Данный компонент является флагманской разработкой компании Akeeba и уже много лет успешно развивается в ногу с самой CMS Joomla.

Безусловным плюсом является наличие официального русского перевода.

Версии и возможности Akeeba Backup

Существует бесплатная (Core) и платная (Pro) версии компонента Akeeba Backup.

Возможности бесплатной версии

  • Резервное копирование в один клик
    Резервное копирование всего сайта и его базы данных через один клик.
  • Автономные резервные копии
    Бэкапы содержат скрипты для восстановления сайта.
  • Автоматическая конфигурация
    Автоматическая настройка конфигурации в соответствии с вашими предпочтениями и настройкой сервера.
  • Настройка разрешений
    Настройка прав доступа к отдельным функциям резервного копирования.
  • Несколько форматов резервных копий
    Бэкапы в формате ZIP или JPA, а также совмещенный вариант ZIP/JPA.
  • Резервное копирование через внешний интерфейс
    Позволяет выполнять запланированные (CRON) и удаленные резервные копии.
  • Управление резервными копиями
    Администрирование бэкапов (загрузка, удаление).
  • Исключение файлов, каталогов, баз данных
    Исключайте отдельные элементы от резервного копирования.
  • Оптимизированный дамп базы данных (Extended INSERTs)
  • Восстановление из компонента
    Для резервных копий всего сайта.
  • Зашифрованная конфигурация
    Конфигурация, зашифрованная 128-битной AES-криптографией.

Возможности платной версии

Pro-версия включает возможности бесплатной версии, а также:

  • Облачное резервирование
    Отправка резервных копий на любой FTP-, FTPS-, SFTP-сервер. Хранение бэкапов в коммерческих облачных хранилищах (DropBox, Amazon S3, Box.com и др.).
  • Удаленное управление квотами
    Возможность предотвращения перегрузки облачного сервера с помощью удаленного управления квотами резервных копий.
  • Отправка резервных копий по E-mail
    Настройте отправку бэкапов на электронную почту.
  • Зашифрованные архивы
    Зашифрованные бэкапы AES-128 (формат JPS).
  • PHP-скрипты для CRON
    Эффективные скрипты для использования в планировании CRON.
  • Резервное копирование только базы данных сайта или только файлов.
  • Дополнительное резервное копирование отдельных файлов.
  • Импорт произвольных бэкапов.
  • Фильтр файлов, каталогов и баз данных.
  • Автоматическое исключение таблиц баз данных, не относящихся к Joomla.
  • Включение дополнительных баз данных MySQL в бэкапы.
  • Включение внешних папок в резервные копии.

Установка Akeeba Backup и русификатора

Рассмотрим процесс установки бесплатной (Core) версии компонента и русского языка на сайт Joomla.

1. скачайте дистрибутив последней версии с официального сайта,

2. скачайте русификатор для Akeeba Backup здесь (официальный источник),

3. перейдите в РасширенияМенеджер расширенийУстановка и установите сперва дистрибутив, потом русификатор:

-2

4. перейдите в КомпонентыAkeeba Backup:

-3

5. для запуска автоматической настройки нажмите Мастер настройки:

-4

6. компонент установлен и готов к работе! Нажмите Начать резервное копирование, чтобы незамедлительно испытать компонент, или Панель управления для перехода к его администрированию:

-5

Как сделать резервную копию сайта на Joomla

Компонент Akeeba Backup предлагает несколько способов создания бэкапов в зависимости от версии расширения.

Бэкапы в Core-версии

Бесплатная версия позволяет осуществлять резервное копирование:

  • в один клик
  • автоматически по расписанию

При этом все бэкапы будут сохраняться в папке /components/com_akeeba/backup/. Этого может быть вполне достаточно для небольших сайтов и даже сайтов среднего уровня, не представляющих большого интереса для взломщиков.

Бэкапы в Pro-версии

Платная версия позволяет автоматизировать процесс резервного копирования с сохранением бэкапов в облачном хранилище данных. Это обезопасит резервные копии в случае, если злоумышленники получат доступ к файлам на сервере.

Панель управления Akeeba Backup

Рассмотрим все элементы панели управления компонентом.

Итак, панель имеет следующие разделы:

  • Активный профиль
  • Бэкап одним щелчком
  • Основные операции
  • Отладка
  • Расширенные опции
  • Включить и исключить данные

Теперь по порядку о каждом.

Активный профиль

В этом разделе вы можете выбрать профиль с предустановленными настройками для создания резервных копий:

Что такое профиль?

Резервное копирование осуществляется в соответствии с произведенными настройками, которые сохраняются в профиль. После установки Akeeba Backup на Joomla создаётся профиль по умолчанию (Default Backup Profile) и все сохраненные настройки будут применяться к нему.

О настройках и их сохранении в профиль поговорим далее.

Бэкап одним щелчком

Этот раздел содержит кнопки с названиями существующих профилей. По клику по выбранному профилю незамедлительно начнется процесс создания бэкапа в соответствии с предустановленными настройками профиля.

Основные операции

Здесь размещено 5 кнопок, ведущих на определенные страницы:

-8
  • Начать резервное копирование
    По клику откроется страница, на которой можно выбрать профиль резервного копирования, добавить комментарий к бэкапу, добавить пароль к архиву будущего бэкапа, ну и запустить процесс резервного копирования.
  • Мастер переноса сайта
    С помощью этой функции вы можете перенести существующий бэкап сайта с локального сервера прямо на хостинг. Просто перейдите по ссылке и следуйте дальнейшим указаниям.
  • Управление резервными копиями
    Здесь вы можете администрировать существующие бэкапы: удалять, скачивать, изменять комментарии.
  • Настройка
    Здесь можно определить настройки для активного профиля.
  • Менеджер профилей
    Страница со списком существующих профилей. Здесь же можно создать новый.

Отладка

Здесь имеется всего одна кнопка Просмотр журнала, ведущая на страницу для просмотра существующих лог-файлов, содержащих данные по генерации соответствующих бэкапов.

Расширенные операции

Здесь также размещена всего одна кнопка Расписание автоматических бэкапов, ведущая в раздел настройки автоматического резервного копирования.

Включить и исключить данные

Раздел имеет 2 кнопки, ведущих в соответствующие настройки:

  • Исключить файлы и папки
  • Исключить таблицы базы данных

Здесь вы можете определить, какие файлы и папки не следует включать в резервные копии. По умолчанию в резервных копиях не сохраняются папки /cache/ и /tmp/.

Это очень актуальная функция для большинства сайтов. К примеру, если на сайте имеется большое количество файлов картинок или медиа-файлов большого размера, то для облегчения размера бэкапа на выходе можно исключить папку /images/ или подпапку этой или любой другой директории. Также можно настроить исключения для копирования картинок и медиа-файлов в автоматическим режиме, и создавать бэкапы с данными файлами в один клик, используя исключения для разных профилей.

Бэкапы по расписанию в Akeeba Backup

С помощью рассматриваемого компонента можно обеспечить автоматическое создание резервных копий.

1. перейдите в панель управления компонентом (КомпонентыAkeeba Backup)

2. перейдите в Настройки:

-12

3. перейдите во вкладку Резервное копирование через лицевые веб-страницы

4. активируйте опцию Включить возможность создания резервных копий через передние страницы веб сайта и удаленно

5. введите надежное Секретное слово

6. при необходимости активируйте (заполните) другие опции:

  • Включить проверку поврежденных резервных копий с лицевых веб-страниц
  • Часовая зона бэкапа
  • Адрес электронной почты для получения сообщения о завершении резервного копирования

7. Нажмите Сохранить и закрыть:

-13

8. нажмите Расписание автоматических бэкапов в разделе Расширенные операции:

-14

9. перейдите в раздел Создание резервных копий через лицевые страницы
Здесь вы можете ознакомиться с несколькими вариантами обеспечить автоматическое резервное копирование по расписанию:

  • WebCron.org
  • WGet
  • cURL
  • PHP Script
  • URL

Ознакомьтесь с предложенными вариантами и выберите наиболее подходящий. На большинстве хостингов можно использовать метод WGet: для его активации скопируйте строку кода из соответствующего раздела и вставьте в планировщик задач (CRON) для создания запланированного задания.

WGet-команда для CRON
WGet-команда для CRON
Создание запланированного задания (панель управления хостингом cPanel)
Создание запланированного задания (панель управления хостингом cPanel)

Важно знать:
Если не знаете, как создать запланированное задание через панель управления хостингом, то обратитесь в техническую поддержку хостинг-провайдера.

Восстановление резервной копии сайта Akeeba Backup

Восстановить сайт из бэкапа можно несколькими способами:

  • через функцию Мастер переноса сайта
    Функция доступна в разделе Основные операции панели управления компонентом.
  • с помощью утилиты Akeeba Kickstart
    Доступна бесплатно на сайте разработчика компонента.

В случае с Мастером переноски сайта всё достаточно просто: переходим по ссылке в панели управления и следуем инструкциям.

Процесс восстановления сайта посредством Akeeba Kickstart рассмотрим более детально:

1. скачайте последнюю версию утилиты Akeeba Kickstart здесь (сайт разработчика)

2. загрузите на сервер (в папку для сайта) файл бэкапа и архив утилиты
Это можно сделать по
FTP или через панель управления хостингом

3. распакуйте архив прямо в корневую папку
В архиве содержатся следующие файлы:

  • kickstart.php
  • jquery.min
  • json2.min
  • INI-файлы локализаций

4. удалите все лишние файлы локализаций, оставив только ru-RU.kickstart.ini

5. введите URL-адрес: http://ваш-домен/kickstart.php

Этот запрос осуществит распаковку бэкапа. Откроется страница с диалоговым окном.

-17

6. после закрытия диалогового окна начнется стандартная процедура предварительной настройки Joomla.

Источник: Центр обучения Joomla