Можно сказать что "колдун" - это дедушка системы АБС. Кстати, забавно, что много кто слышал данное словечко и некоторые даже представляют что это и для чего надо, но вот правильное название сказать готовы далеко не все. А называется сия штука регулятор тормозных усилий. Что и зачем нужно регулировать, я расскажу далее. Но для начала, чуть-чуть теории.
Как мы уже неоднократно обсуждали в различных беседах, при резком торможении автомобиль сильно клюёт носом вперёд. Соответственно, передняя ось в этот момент испытывает бОльшую нагрузку, равно как и передние тормозные механизмы. Именно поэтому если на машине присутствуют барабанные тормоза (что встречается всё реже), то они устанавливаются сзади. Но даже барабаны при определённом давлении на педаль тормоза способны заблокировать колёса. А значит - кратно увеличить риск заноса со всеми вытекающими последствиями. Для минимизации вероятности такого сценария, в качестве более дешёвой альтернативы АБС и ставится "колдун".
Итак, регулятор тормозных усилий необходим для предотвращения блокировки задних колёс раньше передних. Это на скользких поверхностях. А на асфальте полностью исправный "колдун" должен удерживать заднюю ось на грани блокировки, не допуская "клина" вовсе. Но это стройная теория, а о нюансах практики чуть позже. Пока же давайте выясним принцип работы этой штуки.
Сейчас очень упрощённо, опуская ненужные подробности конструктива.
Внутри металлического корпуса (цилиндра), закреплённого на кузове, расположен подпружиненный поршень, а снаружи на корпусе находятся входы/выходы тормозных магистралей. Рядом с поршнем, также снаружи, закреплена подвижная тяга, другим концом зафиксированная на элементах балки/моста. При резком торможении задняя часть кузова поднимается относительно моста - при этом подвижная тяга перемещается и начинает давить на поршень. Тот перемещается внутри цилиндра и частично перекрывает выходы на магистрали задних тормозов. Таким образом, давление тормозной жидкости остаётся достаточным для их эффективной работы, но недостаточным для полной блокировки. Собственно, вот и всё колдунство "колдуна".
Однако, как это часто бывает, гладко было на бумаге. На практике же, узел этот весьма капризный, нуждается в исключительно-точной калибровке (иначе, будет либо чуть что блокировать зад, либо не тормозить им вообще), не любит грязи (так как очевидно имеет резиновые уплотнения), часто от этой самой грязи заклинивает, подтекает, и так далее. Само-собой, что на иномарках всё это дело служит правильнее и дольше, а на милых сердцу Тазах опытные владельцы либо выбрасывают его из тормозной системы вовсе, либо допиливают схему для более вменяемой работы. Но это уже совсем другая история.
В заключение можно сказать что "колдун", по-идее, нужен и создан во-благо, но в реальной жизни суровых советских автодорог выходит "как всегда". В любом случае, полноценную АБС он заменить никак не может и на сегодняшний день является всё более редким анахронизмом.
Надеюсь, кому-то будет полезно!
Всем эффективных тормозов и грамотной АБС!
Рекомендую прочитать:
Подробно про АБС: помощник или вредитель?
В чем отличия дисковых и барабанных тормозов?
P.S.: Спасибо за лайки и подписку!
Данная статья публикуется мной исключительно на канале OVER 9000 Яндекс.Дзен.