Найти тему

Мой путь к восьмому дану в кендо

Последующий текст является свободным переводом небольшого эссе из книги под названием "кендо: путь к развитию." Это одна из двух книг серии, в каждой из которых собраны шестьдесят историй людей, достигших восьмого дана. Сенсеи рассказывают о своих мыслях перед экзаменом и подходе к нему.

Конечно, большинство людей, достигших такого высокого уровня, занимаются кендо, как частью своей работы (полицейские, учителя и т.д.), поэтому их опыт может оказаться неподходящим для среднего кендока. Однако я считаю, что нам есть чему поучиться у них, вне зависимости от обстоятельств. Из двух книг и ста двадцати эссе я выбрал то, автором которого является сенсей, которого я знаю лично и под чьим руководством мне приходилось тренироваться.

Яно Нобухиро сенсей

Короткая биография:
Яно сенсей родился в префектуре Миядзаки в 1962 году. После окончания старшей школы Такатихо он начал работать в полицейском департаменте города Осака. Он получил восьмой дан в две тысячи восьмом году и сейчас является профессиональным полицейским инструктором кендо.

Используйте видео для развития своей техники.

С 2001 по 2006 я преподавал кендо в полицейской академии Осаки. Эти пять лет дали мне шанс, чтобы перепроверить моё кендо. Фактически, именно с этого момента моя кендо-жизнь совершенно изменилась. К счастью, между уроками для полицейских, я мог делать много кихон и дзикейко с более старшими сенсеями, работавшими там. И, что стало самым важным для меня, я смог делать много какарикейко и учиться под началом хороших инструкторов.

В это время я понял, что моему кендо ещё есть куда двигаться. Поэтому, чтобы продолжить развиваться, я начал записывать себя на видео. Например, во время перерывов между ночными дежурствами(да, даже полицейские инструкторы кендо иногда вынуждены заниматься другой работой), я тренировался и записывал на видео своё камаэ, базовые удары и так далее. Также я записывал тренировки кихон, а также дзикейко, при просмотре обращая внимание на следующие вещи: моя позиция, когда мне наносили удар, какой тип семе я использовал, когда бил успешно, позиция во время удара, позиция после удара и так далее. В то время я не задумывался о поучении 8 дана, мне просто хотелось стать хорошим образцом для полицейских, тренирующихся в академии. После таких тренировок, продолжавшихся день за днём, я почувствовал, что моё кендо стало постепенно изменяться.

-2

Учитесь через опыт других сенсеев

Пока я работал в полицейской академии, один из сенсеев, работавших там же, сдал на восьмой дан, поэтому я мог внимательно понаблюдать за его подходом к тренировкам и к аттестации в общем. Другой сенсей, уже достигший восьмого дана, рассказал мне о том, как он изменил свои тренировки, чтобы сдать экзамен и каким образом он тренировался в одиночку. К тому же, заместитель главного инструктора долгое время обучал меня важным моментам, касающимся тэноучи, камаэ и ударов. Именно от него я услышал фразу: «Ты должен стремиться к восьмому дану.» Тренировки с такими учителями подтолкнули меня к тому, чтобы начать серьезно готовиться к этому.

-3

Приходите в додзё пораньше и делайте кихон.

В 2006 я стал преподавать в местном полицейском участке (основная работа полицейских учителей будо - учить обычных полицейских не только кендо, но и дзюдо, а также тайхо-дзюцу), и больше не мог по-настоящему делать какарикейко, так как был главным инструктором, поэтому я начал ходить в shudokan, где было много сенсеев восьмого дана. Там, главный инструктор показал мне додзё, в котором он преподавал. Под его руководством, а также с помощью других сенсеев, я начал работать над своим базисом, приходя в додзё рано, практикуя кихон и дзикейко, чётко нацелившись на аттестацию.

-4

Постоянно подталкивайте вашу левую ногу во время ходьбы.

Однако я чувствовал, что всего этого было недостаточно. По пути на работу или домой, я иногда выходил из поезда до своей остановки и шёл, или даже бежал к пункту назначения. Я старался уделять внимание расположению своего центра и баланса, одновременно подталкивая левую ногу во время ходьбы(hikitsuke). Сначала я поддерживал медленный темп бега, а затем резко ускорялся и бежал до следующего здания со всей доступной скоростью. Эти тренировки продолжались до тех пор, пока я не достиг своей цели.

После работы я делал приседания и силовые упражнения, используя зеркало, чтобы проверить свою позицию, делал субури, фокусируясь на воображаемом оппоненте, использовал макивару для тренировки ударов.

Приходя домой, я часто подгонял своего сына, чтобы он побегал со мной.

-5

Исполнение техник является частью давления.

Во время тренировок я фокусироваться на том чтобы заставить оппонента двигаться, даже совсем немного. Я оказывал давление на его дух, центральную линию, снизу и сверху, с ощущением того, что именно это семе приведёт к иппону. Считается, что люди с хорошими спортивными способностями имеют некоторое преимущество в нанесении ударов по схеме раз-два, например("йаааа,мэн!"). Однако даже если у вас нет способностей к спорту, есть один выход - вам необходимо заставить противника хоть как-нибудь отреагировать, хотя бы на мгновение, тогда шанс нанести удар первым будет значительно выше.

Я видел множество людей, которые успешно вызывали реакцию оппонента, но опаздывали с выполнением своей техники. Это значит, что их семе и вадза не являются одним целым. Вы не давите на своего оппонента, а потом бьёте. Вы должны бить так, чтобы удар был частью давления. Именно этому я пытался научиться. Работает ли ваше давление или нет? Вы не узнаете, пока не попробуете. Чтобы не выполнять «полусырую» атаку, я старался работать над тем, чтобы всегда сохранять осанку и намерение. Выполняя удар, необходимо бить прямо, не нарушая позицию до, во время и после атаки. Я упорно работал над тем, чтобы постоянно сохранять положение, в котором возможно нанести удар в любой момент. К тому же я старался сделать свои удары сильными - для этого, во время выполнения техники, я не позволял своим рукам быстро перемещаться вперёд. Вместо этого, используя энергию движения всего своего тела, я перемещал синай. Другими словами, я работал над тем ,чтобы не бить только с помощью рук.

-6

Обратный отсчёт

По мере приближения экзамена я посещал тренировки и получал советы от разных сенсеев, сдавших на восьмой дан. Я прошёл несколько пробных аттестаций, стараясь наблюдать за другими людьми, пробовавшими свои силы. Это дало мне прекрасный опыт.

К тому же я вёл кендо-дневник, где записывал советы сенсеев и мои собственные мысли и идеи, призванные улучшить моё кендо. Когда до теста оставалось уже не так много времени, я перечитал свои заметки.

За шесть месяцев до экзамена я начал считать оставшиеся дни, чтобы постоянно думать о предстоящей аттестации.

С помощью всего вышеперечисленного я пытался обострить свои чувства. Много времени уделяя мысленным тренировкам, я очень усердно тренировался. Это помогло улучшить моё психологическое состояние и навыки кендо.

-7

Тренировка воображения

Во время одиночных тренировок я представлял, что сдаю экзамен. Затем я пробовал сделать то же самое в реальном кейко. Если всё шло не слишком хорошо, я пытался переосмыслить всё, что делаю «под другим углом», а затем пробовал снова и снова. Если всё шло хорошо, и тренировка проходила так, как я представлял, то я сохранял свои ощущения в памяти и продолжал тренироваться. Я проходил через это множество раз.

Благодарности

В итоге, я хочу сказать спасибо всем учителям, которые давали мне советы, а также моей семье, которая годами поддерживала меня. Сейчас я надеюсь, что смогу усердно тренироваться и продолжать улучшать своё кендо.

(Яно сенсей сдал экзамен на восьмой дан с первой попытки в возрасте сорока шести лет)

-8

Бонус: советы Яно сенсея для студентов старшей школы

(Яно сенсей приезжал в школьное додзё, где преподавал автор статьи, основные замечания, касающиеся техник и ударов, собраны ниже)

Мэн: Удары мэн должны быть чёткими, поэтому старайтесь перемещать синай по чуть большей траектории, чтобы получить больше энергии от замаха

Котэ: Удар должен быть прямым. Так, если, например, вы бьёте хороший котэ-мэн, с прямыми ударами, почему обычный удар котэ зачастую бывает диагональным?

До: Смотрите на часть до, по которой наносите удар. После удара не перемещайте синай вверх – это говорит о плохом хазудзи(направлении лезвия)

Цки: Так как это тоже удар «учи», цки необходимо наносить примерно так же, как и котэ (сверху вниз)

Хики-вадза: Перед тем, как ударить и уйти назад, вы должны тем или иным образом сломать позицию оппонента.Не перемещайтесь всегда только назад, иногда отходите по диагонали

Одзи-вадза: Если ваше давление слишком сильно, ни один опытный оппонент не станет атаковать. Вы должны открыть некоторые зоны, чтобы спровоцировать противника на атаку, или же просто расслабить камаэ.

Помните – то, что вы делаете перед ударом, очень важно