Ремесленники могли стать первыми «богачами» в среде наших далеких предков. Но им это давалось намного сложнее, нежели, например, старейшинам. Кто в общине разбирал спорные вопросы, возникающие между общинниками? Старейшина. Кто руководил выделением земли для каждой семьи? Старейшина. Кто, наконец, принимал решение о принятии в общину новых членов? Старейшина. Ну как тут не «отблагодарить» такого весомого человека? Конечно же «благодарили» (вот они, первые взятки чиновникам). «Благодарностей» накапливалось, наверное, много. И, вот вам первый «богатей» в среде «равных» общинников.
Или, к примеру, военный вождь. Должность, конечно, выборная, но и достаточно выгодная, особенно если удалось одержать победу. Часть военной добычи оставалась у военного вождя. Кроме того, общинники «благодарили» и военного вождя. За защиту и оборону их жизни и, соответственно, имущества. Военная добыча плюс «подарки» соплеменников – вот вам второй «богач» в составе общины.
Ну и, конечно же, жрецы. Либо любые другие (как их не назови) служители религиозного культа, которому следовала община. Кто же еще может «правильно» поднести божествам дары простых смертных, как не «продвинутый» в этом плане жрец? Кто же еще, кроме него может правильно попросить богов о даровании счастливой жизни, здоровья, удачи в поле ли, или на охоте, или в личной жизни? Нет таких. А вот за просто так жрец навряд ли согласиться беседовать с богами. Следовательно, жрецы (колдуны, шаманы и пр..) тоже получали «подарки» за свою нелегкую деятельность и, соответственно, попадали в разряд «богатых людей общины.
Итак, рассмотрев четыре возможных варианта становления «богатой» прослойки первобытного общества, сделаем вывод. Богатыми, в первую очередь, в общине, где вроде бы как все равны, становились старейшины, военные вожди, служители культа и, возможно, ремесленники. Попрошу каким-либо образом запомнить этот момент, ибо в следующих публикациях это очень нам понадобиться, чтобы понять, как обычная соседская община вдруг стала государством.