Найти тему

Кто поработал в древности на острове Пасхи: люди, нечистая сила - или все же палеоастронавты?

Свидетельства водителей фрегатов и более поздних исследователей, отрывочные сведения из фольклора и современные гипотезы предлагают следующие ответы на вопрос о том
Свидетельства водителей фрегатов и более поздних исследователей, отрывочные сведения из фольклора и современные гипотезы предлагают следующие ответы на вопрос о том
-2

-3

Свидетельства водителей фрегатов и более поздних исследователей, отрывочные сведения из фольклора и современные гипотезы предлагают следующие ответы на вопрос о том, кого изображают сотни статуй-«моаи» этого уникального острова. Это: 1) духи, 2) божества, 3) межевые столбы, 4) надгробия, 5) памятники знати и обожествляемым предкам, 6) украшения, 7) автопортреты космических пришельцев, 8) изображения роботов.

Подножие вулкана Рано Рараку на юго-востоке острова, самые известные из моаи.    фото: B. Shepardson
Подножие вулкана Рано Рараку на юго-востоке острова, самые известные из моаи. фото: B. Shepardson

Некоторые из трех десятков находящихся здесь вертикальных моаи не так уж и вертикальны.    фото: B. Shepardson
Некоторые из трех десятков находящихся здесь вертикальных моаи не так уж и вертикальны. фото: B. Shepardson

Оставленные на всех этапах изготовления статуи не дают пищи для экстравагантных предположений по поводу того, кто их создал из местных вулканических пород. Люди, конечно.

Почти готовый моаи в каменоломне Рано Рараку.     фото: B. Shepardson
Почти готовый моаи в каменоломне Рано Рараку. фото: B. Shepardson

Проведенный в 1956 году небольшой натурный эксперимент в главной каменоломне острова это вполне подтверждает. 25 человек, побольше рубил, немного везения, год времени и бездна терпения - вот и все, что надо для изготовления моаи высотой с трехэтажный дом. Затем находят подходящий участок скалы и сотней миллионов ударов убирают все лишнее. Никаких необъяснимых загадок. А начинаются загадки сейчас, сразу же после окончания каменотесных работ.

Как спустить многотонный монолит с высокой неприступной скалы до ее подножия? Как перетащить его на другой конец острова? Как поднять на церемониальный пьедестал? Как, наконец, установить на голову стоящего моаи сакральную полинезийскую прическу «пукао» - гладкий "камешек" объемом несколько кубометров?

На сегодняшний день перебрали, кажется, все без исключения возможные и все невозможные версии. Набралась, образно говоря, целая связка ключей, призванных отомкнуть дверь, за которой лежит долгожданная разгадка. Здесь все - от скованных мерками повседневности и практицизма всевозможных транспортных приспособлений до единодушно отвергаемой фольклорной версии о том, что истуканы якобы шли сами при помощи некоей сверхъестественной силы (в Океании ее называют "мана"). А также до более популярного в наш просвещенный век предположения о том, что здесь не обошлось без космических пришельцев.

Удивительная предметная точность и одновременно - очень выразительное и гармоничное художественное преувеличение в этих столь узнаваемых всеми каменных ликах. Это далеко не дилетантские трехмерные «точка, точка, запятая», как это бывало в первобытной Полинезии и у снеговиков во дворах детских садиков. В «пасхальских головах» невозможно не почувствовать уверенные руки авторов.    фото: B. Shepardson
Удивительная предметная точность и одновременно - очень выразительное и гармоничное художественное преувеличение в этих столь узнаваемых всеми каменных ликах. Это далеко не дилетантские трехмерные «точка, точка, запятая», как это бывало в первобытной Полинезии и у снеговиков во дворах детских садиков. В «пасхальских головах» невозможно не почувствовать уверенные руки авторов. фото: B. Shepardson

Самые крупные из перемещавшихся моаи, как известно, достигают высоты 10-12 м, но исследователи до сих пор не могут прийти к единому мнению по поводу их веса. Для одной и той же статуи называют величины 10, 20, 50 и даже 80 с лишним тонн. Более строгие расчеты объемов моаи, с привлечением данных по материалам, из которых они изготовлены, показывают, что перемещавшиеся на многие километры моаи весят от сотен килограммов до почти шести десятков тонн. Впрочем, ваятели готовили в путь и монстра ростом 21,8 метра и массой без малого три сотни тонн.

"Да, не просто даже без груза влезть по канату на макушку стоящего исполина. Но еще труднее понять, как могли втащить наверх и водрузить на голову огромную "шляпу", если учесть, что она тоже каменная и при объеме до 6 куб.м. весит столько же, сколько два взрослых слона. Как поднять двух слонов на высоту 4-этажного дома, если нет подъемного крана или хотя бы сподручного бугра поблизости?

... Удивительнее всего то, что колоссы переносились по острову не в виде бесформенных глыб, не боявшихся толчков, а как законченные человеческие фигуры, тщательно обработанные и отшлифованные до блеска - от мочек ушей до лунок ногтей". (Т. Хейердал).

Пукао («пучок [рыжих] волос») на голове одного из береговых моаи после реставрационных работ 1990-х г.г.    (*)
Пукао («пучок [рыжих] волос») на голове одного из береговых моаи после реставрационных работ 1990-х г.г. (*)

"Однако возможен и другой подход к этой проблеме: может быть, статуи никто не тащил из кратера Рано Рараку через весь остров? Изваяния для аху высекались поблизости в подходящей породе?" (Ф.П. Кренделев, А.М. Кондратов).

Стоит в чистом поле, рядом нет никаких выходов аналогичной вулканической породы.     фото: B. Shepardson
Стоит в чистом поле, рядом нет никаких выходов аналогичной вулканической породы. фото: B. Shepardson

"Некоторые авторы, например, утверждают, что при перетаскивании разбрасывали по дороге батат и ямс! Попробуйте-ка представить себе это невероятное пюре протяженностью в несколько километров!.. Другие говорят, что под статуи подкладывали деревянные катки.

Третьи говорили о салазках.

Да, конечно, веревку в то время знали, и нам известна ее текстура. Она была достаточно прочной, ну а во всем остальном это просто невероятное предположение ... Совершенно естественно, что логика ищет доказательств, но самое удивительное - это категорический ответ рапануйцев: статуи передвигались с помощью маны. Странно, но ответ всегда один и тот же ... А что, если в определенную эпоху люди умели электромагнитные силы или силы антигравитации? Это предположение безумно, но все-таки менее глупо, чем история с давленым бататом ... Парапсихология будет, вероятно, поколеблена на этом острове с таким таинственным магнетизмом ... Мне приходит на ум и другое утверждение одного из островитян. Он говорил, что "статуи двигались стоя, делая полуобороты на своем круглом основании". Как будто здесь применяли какой-то электромагнитный механизм с ограниченным полем". (Ф. Мазьер)

Бытует, конечно же, и гипотеза Э. Дэникена о том, что статуи острова являются доказательством пребывания на Земле представителей инопланетной цивилизации:

"Кто же высекал эти статуи из скал, обрабатывал и транспортировал их на нынешние площадки? Как их полировали и устанавливали? И как же можно было подать шляпу-камень, которая высекалась в другой каменоломне? Двух тысяч местных жителей не могло бы хватить для этой работы, если бы даже они работали день и ночь. Местные жители не могли бы создать эти статуи".

Гиганты на делювиальной осыпи, на заднем фоне – скальные обрывы Рано Рараку.    фото: B. Shepardson
Гиганты на делювиальной осыпи, на заднем фоне – скальные обрывы Рано Рараку. фото: B. Shepardson

Нельзя не согласиться с отзывами ученых на книги и на фильм "Воспоминания о будущем" Э. Дэникена. В безапеляционности суждений и в не менее удручающем невежестве ему действительно не откажешь, но не выплескивают ли критики вместе с водой и ребенка? Если пойти дальше приводимых ими общих слов и внимательнее рассмотреть имеющиеся конкретные рациональные объяснения и эксперименты по перемещению легких небольших моаи и их бетонных макетов, выясняется совершенно неожиданная вещь: аргументированность "инженерных" гипотез ничуть не больше аргументированности "телекинетической" и "внеземной" версий.

Самый высокий из перемещавшихся по острову моаи: рост 10,66 метра, находится в 2,3 км от места изготовления, недопустимые повреждения верхней половины статуи.     фото: B. Shepardson
Самый высокий из перемещавшихся по острову моаи: рост 10,66 метра, находится в 2,3 км от места изготовления, недопустимые повреждения верхней половины статуи. фото: B. Shepardson

Как здесь не вспомнить легенды острова, в которых есть смутные упоминания о "мане", магической силе, которой обладали не только вожди (в особенности с прическами редкого рыжего цвета) и пресловутая старуха с омаром, но и простые рядовые островитяне. Магических сил одного человека, конечно, было недостаточно для приведения в движение многотонного камня. Но собравшиеся вместе и объединившие свои силы островитяне совершали невероятное: статуя "оживала" и начинала перемещаться самостоятельно...

Может быть, островитяне и в самом деле, как и таинственный строитель знаменитого «Кораллового замка», научились использовать какие-то аномальные природные явления, которые в силу своей редкости настолько мало изучены современной наукой, что кажутся нам невозможными и даже еретическими?

Или же изваяния острова Пасхи перемещали не люди, а гостившие на их маленькой, затерянной в безбрежном океане земле существа, технически несоизмеримо более могущественные, чем горстка людей каменного века? Так какой же из этих оставшихся двух ключей подойдет к древней загадке? Неизвестные физические свойства, присущие этому острову? Или все же палеоастронавты?

Или дело обстоит намного проще, и дверь, за которой лежит разгадка, даже не заперта, просто она открывается в другую сторону?

- - -

(*) иллюстрация из интернета

Если понравилось рассказанное – не стесняйтесь кликнуть по значку «Во!» (это где большой палец вверх). И – подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии.