Найти тему
AKA

Небо дрожит, и земля боится, и два глаза не братья друг другу

 The Sky Trembles and the Earth Is Afraid and the Two Eyes Are Not Brothers
The Sky Trembles and the Earth Is Afraid and the Two Eyes Are Not Brothers

Экспериментальный фильм 2015 года британского режиссера Бена Риверса чутко исследует общие конфликты в природе этнографического кинематографа и колониализма, остроумно и слегка радикально стыкуя и даже смешивая документальное и игровое.

В первой половине этого, если для кого-то и не столь серьезного, то как минимум совершенно неординарного кинопутешествия, не просто так заголовком напоминающего о некоторых экстремальных произведениях Вернера Херцога, мы полностью уверены, что наблюдаем некий безмолвный документальный фильм о съемках неудачного игрового фильма в пустыне Марокко, в котором французский режиссер руководит командой, состоящей по большей части из местных жителей. Постепенно, сначала нам, потом как будто камере (оператором выступает сам Бен Риверс), а затем и всем остальным становится очевидно, что, несмотря на внушительное окружение, полное романтики для белого человека с другого верховного континента, само снимаемое кино со своим опасным съемочным процессом, выглядит в постановке донельзя убого, противоестественно и для кого-то возможно даже унизительно. В этот момент сама реальность - природа и местный быт - попадающая в объектив отстраняющегося оператора, очаровывает в несколько раз сильнее, минуя руки режиссера, где явно блекнет, теряя свою индивидуальность под чужой властью.

Первая часть подходит к концу: режиссер покидает свою съемочную площадку и происходит плавный переход, который для слегка задремавшего в весьма спокойной атмосфере зрителя, может оказаться шокирующим. Свежеиспеченное метакиносущество, лишенное собственного языка и свободы, облачено в позорный, громыхающий наряд - танцуй, безликий клоун-чужак, ты же хотел чего-то захватывающего! Всё оказывается подвешенным вниз головой и вывернутым наизнанку, хотя кое-что остается неизменным - девственная красота тревожно или идиотски сотрясаемого мира. Более того, вскоре становится ясным, что в этой второй половине продолжает происходить на самом деле примерно всё то же самое, что и до этого, где-то символично, а где-то и визуально отзеркаливаясь - мы же при этом, если не относимся к местным жителям, испытываем уже совсем другие чувства, в моем случае развившиеся до страха, за которым последовали ощущения чужеродности, потери контроля и свободы, в итоге ведущие к откровению, скорее больше эстетическому. Тем не менее, уже хотя бы сам пережитый опыт, почти несопоставимый с тем , что мы получаем обычно от приключенческого кино, аллюзии на которое выглядят здесь особо пронзительно, в некоторой степени многослойно обнажает наши личные отношения с повсеместно проявляющейся системой собственного-чужого мира. Мы наконец видим всё двумя глазами.

На этом кадре в местном окружении сразу два странных, нелепых объекта: телевизор с DVD-проигрывателем и король консервных банок (несложно догадаться, кто это).
На этом кадре в местном окружении сразу два странных, нелепых объекта: телевизор с DVD-проигрывателем и король консервных банок (несложно догадаться, кто это).

Не менее удивительно, уже после просмотра, узнать, что игровой фильм из первой половины экспериментального произведения на самом деле является таковым, а режиссер, который становится главным подопытным картины и единственным настоящим актером и правда является его режиссером. Зовут автора Оливер Лакс и снимаемый им фильм называется «Мимозы» - кино на самом деле даже ещё более успешное, чем творение Бена Риверса. Впрочем, именно почти буквально пройденная им и образно нами во второй половине картины на одном из характеров восприятия крайне смешная притча, в свою очередь являющаяся реконструкцией реалистичного рассказа, должна указать нам на такое нужное очищение кинематографического разума - то, что как раз явно испытано обоими европейцами.

-3
-4
-5

Оценка: 8/10