Леонид Климович — сертифицированный судья Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?», лауреат премии МАК «Человек года», обладатель белорусской «Хрустальной совы», самый азартный игрок телевизионного клуба. А еще он автор половины игр «Павловской ласточки», Ведущий и Голос этого масштабного интеллектуального турнира в 2017-2018 годах.
— Как вы стали заниматься детскими играми «Что? Где? Когда? »
— Я проработал учителем почти десять лет и в 1993 году ушел, чтобы заняться тем, чем занимаюсь до сих пор. Мне нравилась работа учителя. Но кто такой учитель? Это тот, кто 45 минут говорит, делает глубокий вдох и говорит еще 45 минут. Мне гораздо интереснее придумывать вопросы, сочинять игры и то, чем можно удивить детей на следующем занятии. Попытался сделать в Гомеле клуб «Что? Где? Когда?», и у меня это получилось. В итоге я ушел в Гомельский Дворец пионеров. С тех пор я педагог дополнительного образования.
— Как вы придумываете вопросы?
— У меня уже это идет автоматом. Вопрос можно сделать из любой заметки.
«Юные египтяне на окраине Каира предлагают богатым иностранцам сфотографироваться на ЕГО фоне» .
Внимание вопрос: «А кто говорит от НЕГО в стихотворении Чуковского?»
Тут важно внимание: говорит от НЕГО — значит это что-то живое, при этом явно египетского происхождения.
В каком стихотворении Чуковского кто-то от кого-то говорит?
«У меня зазвонил телефон. Кто говорит? — Слон — Откуда? — От верблюда».
Ответ на вопрос при этом все-таки — СЛОН.
Это так называемая мозаика, состоящая из двух половинок. Два факта, один из которых или замутняет, затемняет второй, либо поднимает его до возможности взятия.
Например, Чехов писал про студентов на Татьянин день:
«В этом году выпили все, кроме Москва-реки» . Спрашивается — почему?
Да потому что она замерзла!
Но если не знаешь классика, нужно догадаться!
Я постоянно собираю интересные факты, таскаю куски в свою копилку ссылок, чтобы точно знать, откуда взято. К вопросам на соревнованиях могут быть апелляции на снятие при фактической ошибке, поэтому очень важно проверять информацию даже из достоверных источников.
— Как вы готовите ребят к соревнованиям?
— Тренировка состоит из трех частей. Первая — это разминка — разнообразные простые игры. Вторая — это основная часть — или «Своя игра», или «Брэйн-ринг», «Что? Где? Когда?». Причем не просто вопрос-ответ — правильно-неправильно, а с комментариями, как брать, где и почему ошиблись. Что не дослушали, что не докрутили. Где начали мудрить, где слишком просто отнеслись. Это тоже большая наука. Если команда считает, что вопрос очень сложный, она на него не ответит, если он в действительности простой. Она начнет копать там, где ничего нет. И наоборот, если команда считает, что вопрос простой, а там есть подводный слой или третий ярус, она это не увидит и не сможет ответить правильно.
Есть различные тренировки для развития креативности. Вы знаете, например, про Нильса Бора? Он пришел поступать в университет, и ему дали задание — с помощью барометра определить высоту здания. Вместо того, чтобы, как в школе, измерить разность давления, он придумал еще 6 разных вариантов. Это классический вопрос на количество версий. Не на какое-то знание, а на придумку.
Еще один классический вопрос о лодке Робинзона. Он делает на острове лодку, грузит в нее припасы, хочет отплыть с острова, а потом замечает, что лодка стоит в двух километрах от берега. Что ему делать? Существует 179 или 182 версии (устал их коллекционировать). Это вопрос из ТРИЗа — Теория Решения Изобретательских Задач Альтшуллера. Нет правильного ответа. Это вопрос на классическое набрасывание версий. Начиная от того, чтобы поставить лодку на катки, заканчивая тем, что почитать книжку и узнать, что было дальше, или накидать камней в океан. Миллион ответов.
А третья часть занятий — это вывод из нагрузки: легкая игрушечка, или какая-то шутка. После тяжелой игры нельзя сразу встать и выдохнуть. Нужно посидеть, поболтать, если на это хватает времени, потому что дети очень перегружены: репетиторы, курсы и т.д.
Вообще на сайте нашего клуба «Белая рысь», где все документы и регалии, есть моя первая учебно-методическая книжка «Играем в знатоков». Там объясняется, как это все делается, есть материалы, программа, утвержденная министерством. Но это все отмазка, чтобы журналы заполнять правильно.
— Кто может стать игроком во «Что? Где? Когда?»
— Мы каждый год ищем новых детей. Приходишь в школу, гимназию. Перед тобой сидит толпа детей, которых согнали просто-напросто по просьбе директора. Но после 10 минут уже видно, у какого ребенка «наши глазки».
В нашем клубе три заповеди.
1) Нам не нужны умные — нам нужны сообразительные.
2) Никто в клуб силой не тащит: мы предлагаем путь, по которому не ходят под конвоем.
3) Умей молчать. Умей слушать. Умей говорить.
Сложнее всего ребятам дается умение слушать и слышать, а еще очень трудно емко донести свою мысль за 1 минуту, но мы постоянно тренируемся и стараемся, чтобы каждый считал себя частью целого. На больших играх, где команды соревнуются друг с другом, они радуются за соратников, даже если сами в этом вопросе просели.
— Как вы оцениваете наших ребят?
— Хорошие ребята. В Гомеле я несколько лет подряд провожу Юношеский чемпионат Европы, куда приезжают элитные команды национальных первенств России, Украины, Беларуси, Прибалтики, Закавказья, Молдавии, Чехии и Польши. Это очень представительное соревнование.
В позапрошлом году ваши взяли третье место, а в прошлом году стали чемпионами среди школьников 5-7 классов. Это очень высоко и сильно. Они сыграли, на мой взгляд, просто блестяще. Надо приложить массу усилий. Галина Николаевна Едомина, их руководитель, была очень довольна, и дети были счастливы.
— Вы посещаете множество турниров различных уровней. Как вы оцениваете нашу «Павловскую ласточку»?
— Я снимаю шляпу перед организаторами, а это, как я понимаю, многие и многие сотрудники гимназии, которые принимают участие в подготовке и проведении турнира. У вас множество людей задействовано. Я, честно говоря, по-белому вам завидую, потому что коллектив высоко держит честь гимназии. Мне нравится, как вы работаете — очень честно, вежливо, профессионально.