Найти тему
Mixed Arts

«Зеленая книга» с Вигго Мортенсеном: стоит ли смотреть фильм?

И Фрагмент постера фильма «Зелёная книга» с Вигго Мортенсеном и Махершалой Али
И Фрагмент постера фильма «Зелёная книга» с Вигго Мортенсеном и Махершалой Али

Сольный дебют Питера из братского дуэта Фаррелли («Тупой и ещё тупее» — это их рук дело). Душевный донельзя и претендующий на «Оскары»

Текст: Александр Кондуков

В Америке 60-х расизм никуда не делся: даже итало-американец Тони Виллалонга (в просторечии герой Вигго Мортенсена именуется Тони Болтуном) выкидывает в мусорку стаканы после визита темнокожих гостей. Впрочем, когда возникает вопрос об устройстве на работу и легких шоферских деньгах, предрассудки смываются в унитаз — новому темнокожему боссу Дону Ширли оставшийся временно безработным вышибала врет, что он очень терпимый и приглашал к себе чёрных выпить. Так или иначе, Тони получает шанс проявить себя в роли водителя-охранника во время двухмесячного тура Дона по американскому югу.

Концерты тоже не лишены оттенка садомазохизма. Получивший классическое образование Дон (Махершала Али, ударная сила в третьем «Настоящем детективе») вынужден выступать в составе джазового трио с гнусноватыми подельниками (один из них — похотливый и неравнодушный к водочке еврей). Безразмерное эго гонит Дона Ширли в тыл врага — на американский юг, где он со своим цветом кожи, изящными манерами и нетрадиционной сексуальной ориентации совсем не уперся. Мало того, Ширли неоднократно показывают, что его место у параши — конкретно в деревянном сортире, где и должно справлять нужду неграм.

«Зелёная книга» — в меру веселый и поучительный ретро-фильм, с крутымии актерами и массой поводов для обсуждения после просмотра. Если вы, конечно, не скатитесь на рефлексию по поводу куда более мелких событий, которую провоцируют в вас сети Марка Цукерберга, а также, вероятно, и наш Яндекс. Дзен.
Махершала Али и Вигго Мортенсен в фильме «Зелёная книга»
Махершала Али и Вигго Мортенсен в фильме «Зелёная книга»

Есть и конкретные причины, по которым стоит посмотреть «Зеленую книгу».

1. 20 лишних килограмм Вигго Мортенсена. Или около того. Специально для роли мужественный Вигго нарастил вес, сделался вообще каким-то неприлично молодым (даже не смотрите, сколько ему лет на самом деле) и доказал, что в комедиях он смотрится блестяще. У него уже были совершенно заслуженные «оскаровские» номинации, и если сейчас приз будет у него, Голливуд прогадает. Идеальная телесность (с пожиранием в кадре фаст-фуда всех мастей), грандиозные рубленые реплики и мимическая реакция, романтическая душевность и непробиваемость. Настоящий белый бог на голову самовлюбленного джазмена — ну а в обмен на услуги охраны — в перерывах между чавканьем — Тони приобретёт от Дона навык сочинения многословных кретинских писем.

2. Теплота и уютность. Это не самые лучшие и самые важные качества в кинематографе 21 века, но в целом для важнейшего из искусств они значат очень и очень много. Благодаря светлому послевкусию «Зеленой книге» можно сделать ревизите год спустя (или даже на следующий день) — в нашем злобном и ускоряющемся мире таких инъекций добрых чувств от режиссёров особенно не дождешься. Тем более, когда вопрос решает мастер брутального американского цинизма Питер Фаррелли, самой человеколюбивой картиной до этого был (!) «Король кегельбана».

Вигго Мортенсен и Махершала Али в фильме «Зелёная книга»
Вигго Мортенсен и Махершала Али в фильме «Зелёная книга»

3. Понятное решение места деятеля культуры в мире. Будь ты вышибала в ночном клубе или просвещенный пианист, заканчиваешь ты все равно столкновением с быдлом, коррупционерами и расистами. В этом смысле радужная трагикомедия Фаррелли передаёт привет работникам искусства, которые могут выпендриваться сколько угодно, хранить свой четкий рабочий кодекс, но затем все равно становятся слугами господ.

4. Легко решаемый расовый вопрос. Лучший фильм на тему рас прошлого года в Америке снял Спайк Ли («Чёрный клановец»), ну а человечнее всех с вечной проблемой любой супердержавы разобрался король сортирного юмора Фаррелли. Не случайно Тони Болтун напоминает своему пассажиру, что за рулем человек более чёрный, чем тот, кто скучает сзади. По крайней мере, Валлелонга уплетает жареную курицу, включает Литтл Ричарда и болтает, используя односложные парадоксальные фразы. Последнее качество самобытного Тони, который легко мог бы переродиться в стенд-ап комика, никто не ценит. Особенно — Дон, любитель ночных посиделок с бокалом «Катти Сарк», расположившийся за его спиной. Нужно признавать слабости и делиться лучшим — вот посыл «Зеленой книги», важный в эпоху скулящих нытиков.

5. Истина в письме. Графомания и глупости, которыми сейчас повсеместно истязают друг друга люди, действительно могут кого угодно свести в могилу. Поэтому воспринимать написанное пером надо не с лупой в руках, а с максимальным юмором и участием (что и делает идеальная муза Тони в исполнении Линды Карделлини, которая точно понимает, что витиеватые и душноватые послания исходят не от ее тоскующего муженька в майке wifebeater, а от его долговязого господина).

И поэтому все мы немного супруги Тони Болтуна, которые должны смотреть дальше, чем написано. Мы должны видеть в текстах от дорогих нам людей истину. Таким образом, инфляция текста возможно и отступит. Тексты станут чище и суше, как речь Тони в начале фильма. И вот тогда мы увидим сквозь буквы любовь и искренность, а не просто моторное желание автора высказываться по любому поводу. Чем теперь очень грешат пользователи социальных сетей, сделавшие свой горячечный бред и вой идеальным форматом ежедневного высказывания. Дайте только повод — тут сойдёт и «Дау»: в рефлексии относительно (непросмотренного) фильма-сканадела легко потратить то время, которое вы могли бы выделить на какие-то полезные вещи. Например, на «Зеленую книгу».