Найти в Дзене

ВОДА – БЕЗ ВКУСА. ВОЗДУХ – БЕЗ ЗАПАХА. СУТКИ – БЕЗ НОЧИ. ЧЕМ ПЕЛЬША ПОРАЗИЛА АНТАРКТИДА

Оглавление

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

20:1 – так полярники оценивали шансы на успех антарктической экспедиции Валдиса Пельша. Дело не только в сложном климате, но и в психологии: семеро членов команды в течение 38 дней 24 часа в сутки находились вместе в тесных фургонах автомобилей. Вынужденную "близость" телеведущий называет главным вкладом в науку. "Наша экспедиция – эксперимент над человеком", – говорит Пельш.

Что ещё поразило участников антарктического автопробега? Как они обустроили свой быт? Когда ждать фильм? Это и многое другое в нашем материале.

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

Инициатор экспедиции "Антарктида. 200 лет открытий", телеведущий Валдис Пельш:

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

– Кому пришла идея экспедиции? Как долго вы к ней готовились?

– Идея отправиться в Антарктиду пришла мне в конце 2015 года. Затем мы рассказали о проекте Русскому географическому обществу, получили его поддержку, после чего начали активно искать финансирование. Основную часть затрат удалось закрыть благодаря "Лукойлу", в частности президенту компании Вагиту Алекперову. Чуть ранее меня представили конструктору автомобилей "Емеля" Василию Елагину, который прошёл на этих машинах через весь Северный Ледовитый океан. И поскольку машины позволяли, мы придумали довольно сложный маршрут.

Он пролегал через три полюса, три знаковые точки на Арктическом континенте, а его протяжённость составляла более пяти тысяч километров – такого ещё не делал никто. Когда все организационные и бюрократические вопросы решились, у нас появилась уверенность, что мы сможем пройти через материк. Но если здесь, в Москве, все говорили нам, что наша идея удивительная, потрясающая, позже мы выяснили, что в Антарктиде люди думают совсем иначе. В самолёте по пути на станцию "Новолазаревская" с нами летели полярники, которые отправлялись на зимовку на станцию "Восток". Они нам сказали, что у нас нет никаких шансов пройти через три антарктических полюса. Так же скептически к нашей задумке отнеслись и на самой станции. Как потом оказалось, наши шансы полярники оценили как 20:1. Особенно запомнилось то, как они решили не прощаться с нами надолго и планировали эвакуировать нас уже через три-четыре дня после старта. Всё это сильно раззадорило нас, придало уверенности, и мы всем доказали, что такое возможно.

– Вы достаточно опытный путешественник, но в Антарктиде побывали впервые. Что вас в ней поразило?

– Бескрайность. Раньше я никак не мог представить, как можно так долго ехать по этой бесконечной снежной пустыне, и почему-то думал, что где-то там, за горизонтом, вот-вот покажется какой-нибудь домик или деревья. Например, от "Новолазаревской" до американской станции "Плато", которая была первым пунктом нашего маршрута, – десять дней пути, на протяжении семи из них нас окружала бескрайняя ледяная пустыня. А я всё искал глазами тот самый домик. Очень сложно понять, насколько огромна Антарктида – материк, размеры которого сопоставимы как минимум с двумя Австралиями и 4/5 Российской Федерации. А из визуальных впечатлений запомнились больше всего, конечно, айсберги – они удивительные.

Это вошло в историю:
с 1 декабря 2018-го по 6 января 2019 года
38 дней
5519 километров
2 автомобиля "Емеля"
3700 литров топлива
60 часов отснятого видеоматериала
7 человек: водители-механики – Василий Елагин, Алексей Макаров, Владимир Обиход и съёмочная группа – Валдис Пельш, Кристина Шамирян (Козлова), Александр Кубасов и Денис Негривецкий
финансирование – грант Русского географического общества и спонсоры
Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

- Каким был маршрут экспедиции?

– Из Кейптауна мы вылетели в сторону станции "Новолазаревская", оттуда мы и стартовали. После этого мы ушли в сторону бывшей американской станции "Плато". Затем мы вышли к Полюсу недоступности, оттуда сразу пошли на географический Южный полюс, где находится станция "Скотт – Амундсен". От неё – прямой дорогой на "Восток", к полюсу холода. Затем, свернув в 50 километрах от станции "Комсомольская" и двигаясь по проторённой походниками трассе, мы вышли к "Прогрессу". Там наше путешествие завершилось. Машины мы погрузили на судно "Академик Фёдоров" и вылетели на станцию "Новолазаревская", откуда через несколько дней нас забрал самолёт до Кейптауна. Таким образом, общая протяжённость нашего маршрута по материку составила 5519 километров.

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

Полная версия интервью Валдиса Пельша и его коллег, участников экспедиции "Антарктида. 200 лет открытий" читайте на официальном сайте РГО.