31.01.2019
Приносит ли вам радость телефон, на котором вы, скорее всего, читаете эту статью? Радуют ли вас ваши джинсы, ботинки и свитер? Если все эти вещи не доставляют вам удовольствия, то, по теории японского специалиста по организации быта Мари Кондо, место им либо в магазине Oxfam, либо в мусорном пакете, но никак не у вас дома.
В западных странах Мари Кондо стала известна пять лет назад, в 2015 году журнал Time даже включил ее в список 100 самых влиятельных людей в мире, но ничто не сравнится с влиянием «Нетфликса» на общественный дискурс. 1 января стриминговый сервис выпустил восемь серий шоу «Убираем с Мари Кондо», в котором Кондо помогает американцам выбраться из-под завалов мертвых вещей, оставив в доме лишь вещи, вызывающую искреннюю радость.
Благая, казалось, цель взбудоражила интернет так, будто это Дональд Трамп объявил войну Калифорнии, а не милая женщина предложила вам выкинуть ненужные футболки. Если вы еще не знаете, почему книголюбы обозлились на Кондо, а ваша лента заполнена мемами про «spark joy», вам сюда.
Кто такая Мари Кондо и почему она так любит убираться
Японка Мари Кондо с детства любила наводить порядок, делала это и дома, и в школе, а однажды, пытаясь найти лучший способ уборки, перенервничала и упала в обморок. Очнувшись, Кондо услышала голос, объяснивший ей, что в процессе уборки необходимо концентрироваться на вещах, которые мы хотим оставить в нашей жизни и которые приносят нам радость, а не на вещах, с которыми стоит распрощаться. Девушка начала применять этот метод на друзьях и знакомых, потом появились первые клиенты, а к концу нулевых клиентов стало так много, что очередь растянулась на полгода. Из-под вещевых завалов начали раздаваться голоса, требующие пособий по уборке, и в 2011 году Кондо ответила на эти просьбы, выпустив книгу «Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка дома и в жизни». С тех пор Кондо написала еще три книги (в том числе – мангу); ее дебютную «Магическую уборку» перевели на 19 языков; общее количество проданных книг Кондо перевалило за 11 миллионов; а в «Инстаграме» по хэштегу #konmari можно часами рассматривать полки с аккуратно разложенными футболками и носками.
Первая и основная заповедь Кондо проста – храните только вещи, приносящие вам радость. Начинать уборку необходимо по категориям: сначала – одежда, потом переносим усилия на книги, затем переходим к бумагам, далее следуют все оставшиеся вещи в доме за исключением сентиментального багажа, который стоит разбирать последним. Японка призывает клиентов собрать все вещи из одной категории в одну большую кучу (только так можно осознать масштабы бедствия), брать в руки вещь за вещью и спрашивать себя, приносит ли она радость? Видите ли вы эту вещь в вашей дальнейшей жизни?
Ответ положительный? Учимся правильно складывать эту вещь, находим для нее место, переходим к новому объекту.
Вещь раздражает, вызывает панику или безразличие? Говорим спасибо этой вещи за хорошую службу и отправляем ее либо на свалку, либо на благотворительные цели. Совсем скоро коробочки станут вашими лучшими друзьями, футболки вы начнете раскладывать исключительно вертикально и только по цвету от темного к светлому, а ваша жилплощадь может увеличиться раза в полтора.
За что не любят Кондо: задушевные беседы с носками
Несмотря на образ доброй феечки и объективную пользу от чистоты и порядка в доме, Кондо раздражает не меньше, чем вдохновляет. Многим западным зрителям, которые вроде и готовы избавиться от залежей барахла, бесконечно далека идея общения с собственными вещами. Каждую серию своего шоу Кондо начинает со знакомства с новым домом: женщина садится на пол в одной из комнат, замолкает на пару минут и представляет себя окружающему пространству, пытаясь понять атмосферу дома и его отношения с жильцами.
У вещей во вселенной Кондо тоже есть душа: к старым носкам, которые вы решили выкинуть, Мари Кондо предлагает относиться как к почетному сотруднику, трудившемуся на вас долгие годы и теперь решившему выйти на пенсию. Зачастую мы затрудняемся выкинуть старые вещи из-за эмоциональной связи с ними. Кондо предлагает выразить вещи благодарность и поставить точку в этих отношениях.
Многим западным зрителям такие отношения с вещами кажутся странными, наигранными и даже глупыми. Помните рекламу IKEA про старую лампу: «Вам жалко лампу? Это потому что вы сумасшедший. У ламп нет чувств, да и новая гораздо лучше». Это практичный и западный подход к вещам.
Отношение к вещам у Кондо уходит глубоко в японскую религию синтоизм, который вещи одушевляет. Последователи синто (а Кондо в юности работала служительницей в храме синто) верят, что многие вещи обладают духовной сущностью, а значит и относиться к ним стоит так же. Японский минимализм, одержимость качеством, любовь к следам времени и поломок на вещах – все эти характерные японские черты, как и анимизм Кондо, исходят именно от синто, и наши насмешки над ее непривычным поведением связаны не с глупостью или экзальтированностью ведущей, а с нашим нежеланием даже прислушаться к чужой культуре.
Почему на Кондо взъелись библиофилы?
Следующим и, пожалуй, главным камнем преткновения в методе Кондо стал ее аналогичный подход к книгам. Книга не приносит вам удовольствия? Сдаем ее в библиотеку. Книга, которую вам настоятельно рекомендовал бывший парень, вызывает панику? Продадим ее на eBay. Упавшая стопка непрочитанных книг чуть не сломала вам руку? Все ли вам нужно в этой стопке? В дополнение к этому, по «Твиттеру», как вирус гриппа в начальной школе, начал распространяться призыв Кондо хранить дома не больше 30 книг.
Изнеженные души библиофилов не вынесли такого святотатства. Кондо начали называть монстром и приравнивать ее к героям Рэя Брэдбери. Филологи стали фотографироваться на фоне всех своих книг, обещая никогда не расставаться с этими бесценными объектами. Кто-то начал уточнять про лимит в 30 книг – это на комнату или по три десятка на каждую тему?
Пока книголюбы зарекались никогда не приближаться к методам и книгам Кондо, выяснилось, что японке безразлично, сколько книг вы будете хранить дома, а история про 30 книг – это классика глухого телефона. В одной из своих книг Кондо упомянула, что после грандиозной уборки в ее доме осталось 30 книг и это количество ее полностью устраивает. В ее доме. На ее вкус. Кроме того, не стоит забывать, что Кондо родилась и выросла в Токио, где средняя площадь квартиры на 2017 год составила 60-63 кв. м. Теперь добавьте туда холодильник, диван, телевизор, кровать, гладильную доску, мужа, собачку, ребенка и сами подумайте, сколько места у вас останется на книги. Где-то на тридцать как раз и хватит.
В одном из выпусков шоу Кондо помогает паре писателей разобраться с их книжной коллекцией, ни разу не выставляет им каких-то ограничений и даже показывает на примере любимой книги одного из героев, как выглядит заветное чувство радости. В недавнем интервью LA Times Кондо даже пришлось повторить для задних рядов, что ваша книжная коллекция – это именно ваша книжная коллекция, и вы сами должны решить, сколько книг в ней останется. Кондо лишь подсказывает, что книги – это тоже вещи, а не священные коровы.
Почему шоу Мари Кондо так зацепило западных зрителей
За пределами озлобленного «Твиттера» и восторженного «Инстаграма» популярность Мари Кондо стала темой многочисленных колонок, размышляющих о диагнозе, который шоу Кондо ставит Западу. Большинство героев «Убираем с Мари Кондо» только с помощью этого метода впервые осознают, как много и неосознанно они покупают и как вещи заполняют их пространство. Консьюмеризм, в который японцы ударились после Второй мировой войны и от которого начали отходить с финансовым кризисом 90-х, на Западе остается одним из главных мерил успеха, а успех и счастье в наших головах всегда где-то по соседству. В погоне за этим счастьем мы покупаем двадцатую кофточку в горошек и сорок пятые часы (сохраняя все чеки) и меняем раз в год айфоны и айпады (сохраняя все старые модели и провода). Мари Кондо предлагает остановиться и честно оценить – действительно ли все эти вещи приносят нам счастье?
Подготовила Юлия Юзефович
Официальный трейлер шоу Мари Кондо на «Нетфликсе»: