Рассказываем свое мнение о финале супергеройской трилогии Шьямалана
«Стекло» — третья часть условно супергеройской трилогии режиссера М. Найта Шьямалана, продолжение фильмов «Неуязвимый» и «Сплит». Фильм вышел на экраны в январе 2019 и разделил зрителей на два лагеря: одни утверждают, что это шедевр, умная супергероика, которой так не хватает в эпоху супергероев в обтягивающем трико, другие придерживаются мнения, что это откровенно слабый фильм с большими претензиями и провальной реализацией. Забегая вперед — мы примкнули ко кторому лагерю. В статье попытаемся объяснить, почему.
Истоки. Неуязвимый
Первая часть — «Неуязвимый» — вышла на экраны в далеком 2000 году. Сюжет картины рассказывал об обычном охраннике стадиона, Дэвиде Данне в исполнении Брюса Уиллиса, который открыл в себе сверхчеловеческие способности. После того, как Дэвид стал единственным выжившим в крушении поезда, он обнаружил, что через прикосновения может проникать в мысли людей и таким образом предотвращать преступления. Кроме того, Данн обрел нечеловеческую силу и неуязвимость. У него лишь одно слабое место: в воде он лишается своих способностей. Как выяснилось, крушение поезда было спровоцировано Элайджей Прайсом — человеком с невероятно хрупкими костями, каждое падение или сильный удар для которого означает перелом. Элайджа — владелец магазина комиксов. Он считал. что, если существует такой как он, где-то в мире должна жить его полная противоположность: неуязвимый человек. Пытаясь подтвердить свою теорию, Прайс подстроил несколько крупных крушений, в одном из которых и выжил Данн. Узнав об этом, Данн устраивает арест Прайса и того помещают в клинику для душевнобольных преступников. Сам же Данн становится кем-то вроде городского мстителя по кличке Надсмотрщик или Надзиратель.
История, рассказанная в «Неуязвимом», на момент выхода фильма была довольно свежей и самобытной, многим она приглянулась, потому что супергерои здесь не носят обтягивающее трико и не спасают мир до завтрака в качестве разминки. Неуязвимый Дэвид Данн показан обычным человеком, который пытается делать то, что ему под силу. Вместе с тем, фильм был довольно затянутым и монотонным, что отвратило от него большую часть аудитории.
Продолжение. Сплит
Второй фильм трилогии — «Сплит» — вышел спустя 17 лет. Сюжетно «Сплит» никак не связан с «Неуязвимым», то, что события двух фильмов происходят в одной вселенной, становится понятно только в конце. Жанрово «Сплит» — психологический триллер о Кевине Крамбе, маньяке, в котором живут двадцать четыре личности. Двадцать три из них, в отрыве от явной психологической болезни носителя — обычные люди, двадцать четвертая же — некто Зверь, вершина эволюции человека, как считают остальные личности. Именно для зверя это преступное сообщество внутри одного человека похищает молодых девушек — «нечестивых дев», в качестве «священной пищи». Одной из похищенных, девушке Кейси, удается вырваться из лап Зверя, а в конце нам показывают Брюса Уиллиса в образе Дэвида Данна, который смотрит телесюжет о маньяке по имени Орда — так журналисты окрестили преступника с множественными личностями. Из финала становится понятно, что Данн начнет охоту за Ордой.
Фильм получился динамичным и интересным, получил массу восторженных отзывов от критиков, в первую очередь — за отличную игру Джеймса Макэвоя в роли Орды. Позже Шьямалан заявил, что снимет новый фильм, сиквел одновременно «Неуязвимого» и «Сплит», в котором Дэвид Данн и Орда сойдутся в поединке. Фильм получил название «Стекло».
И вот тут-то начинается самая грустная часть нашей истории.
Финал. Стекло
По сюжету «Стекла», Дэвид Данн выслеживает Орду, но в момент поединка с маньяком в дело вмешивается полиция. И Данна, и Орду отправляют в ту же клинику, где содержится «Мистер Стекло» Элайджа Прайс. Психотерапевт доктор Стейпл пытается убедить Орду, Надзирателя и Мистера Стекло, что у них нет никаких сверхспособностей (что в отношении Прайса очень даже верно, из чего-то выдающегося у него лишь изощренный ум злодея), что на самом деле у них просто психическое расстройство. Пока доктор пытается проводить свою терапию, Элайджа Прайс строит план побега. Он освобождает Орду, в котором просыпается Зверь и тот бежит из клиники, убивая охранников. Надзирателю также удается освободиться и он вступает в поединок с Ордой. В результате поединка погибает Мистер Стекло, Орду останавливает девушка Кейси, пробуждая его истинную, практически задавленную личность — Кевина Крамба, а Данн практически теряет свои силы после схватки в воде. В этот момент доктор Степл приводит солдат, которые убивают Орду. Перед тем, как утопить Надзирателя в луже, она рассказывает Данну, что состоит в секретной организации, которая много лет борется с супергероями, скрывая от мира их существование. В финале же выясняется, что Орду также опосредованно создал Прайс: в том самом крушении поезда, в котором выжил Данн, погиб отец Кевина, из-за чего вся его жизнь пошла наперекосяк.
Однако это еще не все. Выясняется, что хитрый Прайс все же обошел всех, и тайное общество потерпело поражение: записи со всех камер в клинике передавались на сторонний сервер, и после смерти Прайса все, включая эпичную схватку Орды с Надзирателем, попало в интернет. Цель этого действия была проста: Прайс верил, что в мире есть масса супергероев, которые не верят в себя и свои способности, и попытался таким образом их пробудить, делая мир лучше.
В кратком пересказе история выглядит очень даже неплохо, прикидываясь эдаким умным фильмом про супергероев среди нас.На деле же...
Что не так со «Стеклом»?
На деле «Стекло» — невероятно затянутый и претенциозный фильм с плохим сценарием и вялой режиссурой.
Сначала «Стекло» выступает вполне бодренько и динамично, но с момента переноса событий в клинику, все становится гораздо печальнее. Начинается масса диалогов ради диалогов, которые никак не раскрывают персонажей, затянутые планы, нелогичные поступки. Больше всего экранного времени у Макэвоя, который играет блестяще, но фильм это не спасает. Ибо большинство сцен с актером сняты лишь для того, чтобы... снять сцены с актером и дать зрителям посмотреть на его блестящие перевоплощения. Персонал клиники для особо опасных преступников откровенно тупит и не соблюдает элементарные правила безопасности. Тайному обществу уделены всего два эпизода, из которых совсем не очевидно, что это за общество, почему оно тайное и что ему вообще надо. Кульминационная сцена же и вовсе эпична. Спрашивается, зачем было тащить Орду и Надзирателя в клинику, если конечной целью все равно было их уничтожить? Что мешало убить их раньше? Полиция? Так, судя по появлению доктора Стейпл вместе с полицией, она же их и привела. Почему полиция, а не солдаты тайного общества? Которые, к слову, тоже безумно тупят и пытаются затолкать Надзирателя и Орду щитами с вполне предсказуемыми последствиями? Или это все же не оперативники тайного общества, а полицейский спецназ? Так почему они убивают тех, кого должны арестовать, на глазах у родственников?
И таких вопросов к фильму возникает очень много. Постоянно упоминая комиксы, Шьямалан как бы хочет деконструировать кинокомиксы, дать более продвинутую, умную альтернативу... Но на деле получается даже слабее, чем не отличающиеся сюжетом боевики про супергероев. Сними режиссер просто фильм о борьбе маньяка и Надзирателя/Надсмотрщика/Охранителя, с Мистером Стекло дергающим из-за кулис веревочки — и получился бы отличный фильм. Ведь и «Неуязвимый» и «Сплит» были хороши тем, что в них практически не упоминались супергерои, режиссер давал возможность зрителям самим решить, кто такие Орда и Надзиратель. В «Стекле» же супергероикой буквально тычут в лицо на каждом шагу, пытаясь каждым кадром сказать: мы сняли умное кино про супергероев, это вам не Марвел с DC! Это и губит фильм. Финал с видео, которое «положит начало новой вселенной» и вовсе слаб. Супергерои посмотрят, как убивают Данна и Орду и поверят в себя? О, да, очень жизнеутверждающее видео! Это если не говорить, что со стороны бой Орды и Данна выглядит схваткой двух очень сильных ребят, не более. Человечество, привыкшее к сценам, в которых герои летают и бросаются сгустками энергии, однозначно примет этих двоих за героев.
Итог
Выйди фильм через пару лет после «Неуязвимого» — возможно, получилось бы неплохо. Сейчас же, когда зритель перекормлен просто нереальным количеством супергероики, нишу «умного кинокомикса» заняли «Хранители», поднимающие ту же тему — «герои среди нас», когда есть целая линейка сериалов, в которой люди совсем без сверхспособностей делают работу супергероев («Сорвиголова», «Каратель»), «Стекло» смотрится слабо и неубедительно. В финале Шьямалан намекает на возможное продолжение. И ему очень хочется сказать: не надо.
Рассказать о том, что автор не прав и не дорос до умных фильмов, как и о том, что смотрел вполглаза и не понял всего глубокого смысла, можно в комментариях. Не стесняйтесь.