Сороковые и пятидесятые двадцатого века в Голливуде были временем расцвета двух жанров – нуара и классического вестерна. Неудивительно, что одни и те же режиссёры снимали вестерны, и нуары, а некоторые актёры, например, Роберт Митчем, стали символом сразу двух жанров. Это объясняет тот факт, что темы и сюжетные ходы нуара стали проникать в вестерн. Фактически, выделять вестерн-нуар в отдельный субжанр особого смысла нет, так как нет характерных примеров, которые бы чётко отделяли вестерн-нуар от просто вестерна. Граница очень условна и умозрительна. С другой стороны, почему бы не посвятить этому явлению отдельную статью, тем более первоклассных вестернов, снятых под сильным влиянием «чёрного фильма», не так уж мало.
5 нуаризированных вестернов
Случай в Окс-Боу (The Ox-Bow Incident) 1943, режиссёр – Уильям А. Уэллмен
Один из важнейших вестернов сороковых, посвящённых такой не самой приятной для американского национального самосознания теме, как Суд Линча. Чёрно-белая экспрессионистская операторская работа вызывает ассоциации с лучшими образцами нуара, а пессимистичный финал больше подобает черному, а не ковбойскому фильму.
Преследуемый (Pursued) 1947, режиссёр – Рауль Уолш
Фильм, способный доставить чистое киноманское наслаждение. Единственный стопроцентный нуар, снятый в декорациях вестерна. Только ради этого фильма стоило придумать термин «вестерн-нуар». Львиная доля успеха межжанрового эксперимента принадлежит Роберту Митчему, чьё лицо идеально смотрится и на фоне суровых прерий, и на фоне неоновых огней большого города.
Стрелок (The Gunfighter) 1950, режиссёр – Генри Кинг
Грегори Пек в роли легендарного ганфайтера, померяться в меткости с которым жаждет каждый юнец Дикого Запада. Грустный вестерн, отличающийся какой-то пронзительной безысходностью.
Сорок ружей (Forty Guns) 1957, режиссёр – Сэмюэл Фуллер
Феминистский вестерн, снятый самым мужским режиссёром Голливуда. Три ганфайтера приезжают в аризонский городок, где противостоят распоясавшимся ранчерам. Нюанс в том, что руководит ранчерам «железная леди» в исполнении Барбары Стэнвик.
День преступника (Day of the Outlaw) 1959, режиссёр – Андре Де Тот
Снежный вестерн, непривычно холодный и жестокий для эпохи. Группа солдат конфедерации после поражения в Гражданской Войне захватывает в заложники население маленького поселения в Вайоминге. Разруливать ситуацию придётся Роберту Райану, который кажется прямо за пару минут до начала фильма снял нуарную шляпу. Фильм, в которым темы и мотивы вестерна и нуара сосуществуют максимально органично.
5 режиссёров, отлично снимавших вестерны и нуары
Энтони Манн – начинал режиссёрскую карьеру с нуаров, сняв среди прочего «Люди Т», «Грязную сделку», «Инцидент на границе» и даже нуар в декорациях Французской революции «Господство террора». В пятидесятые переключился на вестерны, которые и принесли ему известность и место в учебниках по истории кино. Часто снимал Джимми Стюарта.
Рауль Уолш – обладатель внушающего уважения послужного списка почти в 150 фильмов (включая короткометражки). Известен тем, что экранизировал одну и ту же историю дважды: сначала как нуар «Высокая Сьерра», а восемь лет спустя как вестерн в «Территории Колорадо».
Уильям А. Уэллмен – не снял ни одного чистого нуара, но его вестерны – «Жёлтое небо», «Случай в Окс-Боу» и «След кота» сняты под явным влиянием этики и эстетики «черного фильма».
Дэлмер Дэйвс – режиссёр нескольких классических вестернов («Джубал», «Сломанная стрела») и по-настоящему выдающегося нуара «Чёрная полоса».
Сэмюэл Фуллер – один из идейных вдохновителей Французской Новой Волны. Снимал крепкое мужское кино в условиях ограниченного финансирования. Известен военными фильмами, вестернами и нуарами – тремя самыми «мужицкими» жанрами старого Голливуда.