Уроки. Кто из нас успевал сделать уроки раньше и убегал на улицу, кто учил уроки сам, но к приходу родителей все должно было быть сделано на черновик. Учить уроки это было святое. Обязанность как и всё остальное. Нам помогали, если мы не понимали. Мы учили уроки сами, никого не обманывая. Не помню, чтобы с нами сидели за уроками. Иногда мама просила показать, что ты сделал , иногда решала твой «нерешаемый» пример, если ты говорил, что с ответом не сходится. «Всё сходится, иди решай»,-говорила мама и рвала бумажку, на которой решила сама. То есть родители не делали уроки за тебя или с тобой, не списывали ответ из решебника, кстати в то время их не было. Ты должен был сделать всё сам. Так воспитывалась ответственность, упорство и сила воли.
Чтение. К слову сказать, читать все любили, читала вся семья – книги, газеты, журналы, которые выписывали каждый месяц. И мы читали, кто когда успевал..Лично я читала с фонариком под одеялом, когда все думали, что я сплю, а книжка была очень интересной и нельзя было оторваться. Позже я узнала, что брат делал также.
Ещё помню, что брат иногда вместо выполнения уроков читал книжку, а когда кто- то заходил в комнату, он сверху клал учебник и делал вид, что «учит». И смеялся надо мной, потому что я была зубрилка в его понимании- я старалась учить каждый предмет и каждый день. Но он не мог со мной сильно спорить, потому что я хорошо писала сочинения, а он был младше меня и часто просил мои прошлогодние работы, переделывал их и сдавал. Молодец, была у него уже в детстве такая жилка.
На производстве была обязательной политинформация и папа читал газеты, готовился к выступлению, и эти газеты читали вместе с ним и мы. Родители регулярно выписывали журнал «Семья и школа». И я видела, как они читали и обсуждали разные статьи на тему семейного воспитания. Я думаю, что многие советы по воспитанию детей они брали оттуда. Думаю, что в любые времена родителям нужно искать ответы в литературе. И знаю, что многие современные родители так и делают. Это очень радует.
Часто мы читали вслух по очереди, а потом обсуждали, что прочитали. Иногда родители начинали читать книгу вслух, а потом просили тебя дочитать и рассказать, что было дальше. Потом просили сделать также другого ребёнка. Такой был способ привлечения детей к чтению. А когда мы втягивались в чтение, то «хватал» ее и читал тот, кто первым пришёл домой.
Ещё я помню, как я читала интересные книги, а в школе на перемене пересказывала подружкам. Мы любили бегать в библиотеку и читали много. Думаю, что это тоже формировало наше сознание. Мы хотели быть похожими на Павку Корчагина или переживали за Белого Бима или зачитывали до дыр Овода… А ещё нам читали на ночь сказки, или мы читали младшим, когда подросли.
Кстати родители делали правильный ход. В детстве нас отправляли в библиотеку, потом спрашивали, что ты прочитал, расскажи нам, что тебе понравилось. А когда мы подросли, мы уже сами бежали за новой книжкой. Кстати сказать, библиотекарь тоже спрашивала тебя о прочитанном, чтобы понять, ты читал книгу или нет..
Интересно, но как- то вся общественность занималась твоим воспитанием. Это происходило непроизвольно. И самое интересное, что мы воспринимали критику и замечания спокойно. Об этом тоже поговорим в следующей статье. Мыслей о прошлом много…Хороших и разных. Хочется ими поделиться. Может быть, кому то они и пригодятся.
Спорт. С папой мы ходили кататься на лыжах или кататься на коньках. По выходным он выдавал нам лыжи и говорил пройти 10 кругов по огороду. Мы ходили и ставили палочки на снегу за каждый круг. И ведь не обманывали. Ставили честно. Кстати наш отец любил играть в футбол, всё время был голкипером. Ну это когда мы были маленькие, а он был совсем молодой. И очень красивый. Мы бегали на стадион болеть за «наших».
Ещё мы с братом занимались во всех спортивных секциях, какие были у нас в школе - лёгкая атлетика, лыжи, коньки, волейбол, баскетбол. Но это были не профессиональные тренировки, а просто любительские, то есть мы были физкультурниками. Была ещё такая популярная фраза «Спортсменом можешь ты не быть, но физкультурником обязан». Это про нас.
Помню, что была связь между школой и тренером. Перед тренировкой мы показывали дневник тренеру, если была двойка , то ты уходил домой и приходил, когда ее исправил. Это было неприятно и стыдно перед друзьями, но это был стимул хорошо учиться. Жалко, что сейчас эта связь потеряна…
Брат занимался в шахматном клубе и даже выступал на соревнованиях и довольно успешно, получал грамоты. Он даже участвовал во всесоюзном турнире «Белая ладья» и играл одновременно на нескольких досках со старшими ребятами. Его кстати тренер хвалил. И он до сих пор играет в шахматы со своим сыном.
Конфликты. Не всё было гладко в нашей детской жизни. Были, конечно, и детские шалости и плохое поведение в школе или на улице, родители всегда беседовали и разбирали ситуацию, объясняли, как надо было себя вести. Иногда нас наказывали. Никто не спорил и не возмущался, потому что понимал, что наказали справедливо, за дело…Дедушка садил нас на стул и долго читал мораль. Ты ёрзал на стуле, тебе надоело это слушать, но приходилось сидеть и слушать. Это было хуже любого наказания.
Помню, в школе мы обижали девочку, мы хотели воспитать её по своему, она не участвовала в соревнованиях, а принцип был «Один за всех и все за одного», и она подводила класс. Произошёл конфликт. Я запомнила слова мамы на всю жизнь : «Относись к людям так, как ты хочешь, чтоб они относились к тебе». Такое не забывается. Я тоже так говорила своим детям.
Однажды у нас в классе произошёл конфликт. Не помню из-за чего, долго разбирались как обычно, кто виноват и что делать. Даже родителей вызывали. Но мама одной пострадавшей девочки не пришла. Так вот она позвонила нам домой вечером и поговорила с моей мамой. А она передала мне трубку и велела слушать, что она про меня говорит в защиту своей дочери. Когда я хотела положить трубку, мама сказала : «Слушай, это тебя касается. А я с тобой поговорю отдельно». Думаю, что многие родители, дети которых попадают в подобные ситуации, начинают защищать детей и ругаться с другой стороной. Как же..Мой то хороший, он не мог так поступить. Каждый выгораживает своего ребёнка.
Надо помнить, что ребёнок сразу понимает, что его защищают и это не идёт ему на пользу. Конечно, это трудно, признать, что твоё чадо было не правым. Ещё труднее взять вину на себя. Но надо помнить, что рядом стоит ребёнок и учится стереотипу вашего поведения. Не на словах, а на деле. Конечно, надо разобраться , всё выяснить и помирить детей. Это закон. Поэтому, в конфликтных ситуациях со своими детьми, я извинялась перед пострадавшей стороной, и затем со своим ребёнком дома вела серьёзный разговор. С выводами и последствиями. Так делали мои родители. Думаю, они были правы. И это ещё один урок из детства.
Все мы родом из детства. Именно там мы познаём, что такое хорошо и что такое плохо. Именно детство накладывает на нас отпечаток добра и зла, справедливости и несправедливости, надолго оставляет след в юной душе. Именно там закладываются ростки разумного и доброго. А всходы мы видим уже во взрослой жизни. К сожалению, никто не застрахован от ошибок. И надо учиться делать правильные выводы…Хорошо, если в детстве перед глазами был хороший пример. У нас такой пример был.
Спасибо за внимание. Продолжение следует…Пишите в комментариях, если вам интересна эта тема. Что вы помните из вашего советского детства…