Судя по отзывам в соцсетях, таких, как я, которым понравился фильм «Т-34», очень мало. Я понимаю, что любой человек, покупающий билет в кино, приходит и садится в кресло – он, так или иначе, ждёт, что воплотятся какие-то его ожидания. Мне интересно – а какие ожидания были у вас от фильма, который был ЗАТОЧЕН под коммерческий успех? Коммерческий успех – это успех у подростков, в первую очередь, у людей простых и мыслящих клипово. Что было не так? Конечно, я сейчас тоже могу расписать кратенько на десяток страниц, что и Гудериан не похож, и у Пантеры ящик системы охлаждения на надмоторной плите только один, с левой стороны, а жалюзи на решетках должны быть две и обе справа… И обвес дикий, модификаций намешано. Чем это поможет, кроме утешения для собственного ЧСВ? Да, там такого было очень много. И что?
Фильм-то ведь совсем не об этом. Фильм этот – вполне добротная история для школьников, с началом, главным событием и финалом. Фильм этот – о борьбе добра со злом, в почти чистом его виде. Исключением из этой чистоты стал, конечно же, факт рукопожимания Ивушкина и фрица в конце фильма. Но тут уж чисто влияние продюсера Михалкова, который, как известно, носит глубоко под сердцем убеждение, что фашисты в глубине души культурные и интеллигентные люди, просто притворяются. Любовь Михалкова к немцам не дала Ивушкину в финале пристрелить эсэсмана, хотя вся драматургия стягивалась к такой концовке, правильной и справедливой. Но эта жалость к фашисту – единственное, за что я могу зацепиться в целом. И она, как видите, объяснима.
Абсолютно согласен – персонажи фильма не глубокие, не проработанные. Но с чем вы сравниваете? С «Судьбой человека», с «Они сражались за Родину», с «На войне, как на войне». Кстати – младший лейтенант Ивушкин и младший лейтенант Малешкин – тоже отсылка, которые так любит тот же Никита Сергеевич. Давайте представим себе, что вы привели школьников в музей и рассказываете о танкистах Великой Отечественной. Чтобы школьники слушали, вы будете вынуждены придумать историю, или даже поиграть с ними в игру. Иначе, если вы начнете уныло перечислять танковые корпуса и армии, дети расползутся по буфетам и сувенирным лавкам.
Точно такая же игра была придумана для зрителей фильма – и эти элементы игры, боевика и шутера от первого лица повсюду в фильме, и зрителю искушенному, привыкшему к советской классике, это не очень понятно и вызывает отторжение. Но я уверен, что если мы хотим рассказать детям о Великой Отечественной войне, нам нужно показывать именно такое кино. Или это кино им будут показывать режиссеры НАТО (шутка). Не сомневайтесь, эти режиссеры не такие моралисты и они легко докажут российским детям, кто победил фашистов на самом деле.
При этом, с точки зрения драматургической науки, у зрителя абсолютно нет шансов пропустить самые важные посылы о войне и подвиге. Иезуитская американская система сценария расставляет все важные точки именно там, где их и ждет зритель – фриц стреляет в Ивушкина в российской деревеньке, Ивушкин произносит речь перед боем с Пантерами, Пантеры окружают их в лесу, эпическое сражение на мосту, напоминающее рыцарский турнир. И зритель под гениальную песню «Бери шинель» Окуджавы, лучшую песню о войне, смотрит, как начинают герои-танкисты мирную жизнь.
Ну, что еще нужно?
Несмотря на лубочность и местами развесистую клюкву, всё же это правильный фильм, и если их будет много таких – я только за.