Найти тему
Секрет гармонии

Детская самооценка: мини-тест

Оглавление

В двух прошлых статьях мы обсудили главные факторы формирования адекватной самооценки у детей. Сегодня мы узнаем, как можно за короткое время определить уровень самооценки вашего ребёнка.

Мини-тест «Треугольник»

Ребёнку дают ручку и показывают нарисованный равнобедренный треугольник, поделенный на 4 продольных сегмента одинаковой высоты. В самом верхнем изображён большой «+», под ним – большой «+» и маленький «-», третья сверху строчка – большой «-» и маленький «+», последняя (нижняя) – большой «-».

Инструкция: «Посмотри на треугольник. Вот здесь (показываете на верхний сегмент) находятся дети, у которых очень хороший характер, в них нет ничего плохого. А тут (второй сегмент) у нас ребята, в которых много хорошего, но есть чуть-чуть плохого. Вот здесь (третий сегмент) – все ребятишки, в которых плохого больше, чем хорошего. А тут (последний сегмент) – дети, у которых только плохое в характере. Как ты думаешь, где здесь ты, на какой строчке? Поставь рядом с ней галочку. Почему ты так решил?».

Результаты теста

Верхний сегмент отражает либо завышенную самооценку, что характерно для дошкольников и первоклассников, либо желание самоутвердиться.

Дети объясняют выбор так: «Я – самая хорошая девочка, мне все так говорят» (завышенная), «Хочу быть тут, здесь хорошо» (стремление к более комфортному самоощущению, встречается при резких колебаниях самооценки). Бывает, малыш не находит аргументов. Это из-за небольшой способности к самоанализу в этом возрасте.

Второй сегмент – адекватная самооценка.

Первоклассник может сказать, что он хороший, но иногда маму не слушается. Подросток способен к более подробным аргументам, но не ждите, что он предоставит список качеств своего характера. Не столь уж часто об этом задумываются и взрослые. Однако, человеку живётся легче, когда он себя знает. Если поможете ребёнку составить картину его характера, сделаете его сильнее.

Третий сегмент – заниженная самооценка.

Может, ребёнок по своим ощущениям и хотел бы сказать, что он на второй строчке, но под влиянием последних ситуаций ставит себя сюда. Особенно часто это бывает, когда ребёнок увеличивает значимость какого-то одного своего свойства. Например, «Я ленюсь учиться, и это перекрывает все мои хорошие качества». Такой ребёнок может попытаться «запихнуть» галочку между 2-м и 3-м сегментами.

-2

Четвёртый сегмент – низкая самооценка.

Ребёнок, выбирающий большой минус, испытывает трудности в адаптации и эмоциональное неблагополучие из-за комплекса негативных факторов. При выборе 3-го и 4-го сегментов рекомендуется оказание ребёнку психологической помощи.

В заключение дадим вам пару советов, как улучшить мнение ребёнка о себе:

1. Подавайте пример.

Избегайте самобичевания. Если при неудаче вы говорите, что у вас есть силы исправить ситуацию, малыш встанет на проторенную вами дорогу веры в себя. Другая картина будет, если вы ждёте масштабных результатов, приложив минимум усилий – ребёнок станет колебаться между манией величия и ощущением беспомощности.

2. Интересуйтесь

Если ваш ребёнок чем-то увлёкся, спрашивайте у него, что ему нравится в этом занятии, отмечайте прогресс в его хобби. Узнавайте, что ещё в этой области он успел сделать.

-3

Допустим, ребёнок пишет стихи. Просите почитать, расскажите о том, что вам понравилось в строках чада. Поговорите с ним о любимых поэтах, поразмышляйте, какой знакомый вам стихотворный стиль похож на стиль вашего ребёнка.

Ему будет приятно узнать, что его творения напоминают вам плавные восточные вирши или рублёное изложение правды жизни вашего рэп-кумира. Узнавайте, появились ли новые стихи.

Так подрастающий человек увидит, что его внутренний мир интересен, его увлечения важны, а это разовьёт у него осознание собственной важности и уникальности.

Нравится читать о детской психологии? Подписывайтесь на канал, и до встречи в будущих выпусках!