Найти тему
Марго Ли

«Я удочерил игру и вроде стал её отцом»

Оглавление

Рэп на русском – не новое явление для отечественной музыкальной истории. Зародившись в 90-х на волне подражания всему американскому, жанр попытался зафиксировать собой особый стиль жизни или во всяком случае скопировать образ жизни американских бедных кварталов, в которых родились легенды хип-хопа. К концу 90-х и началу 00-х рэп стал менее андерграундным жанром благодаря "проектному" Децлу и Мальчишнику, Мистеру Малому и Многоточию, однако, более культовые для рурэпа ребята из Касты или Иезекиля 25:17 всё ещё были мало известны по стране. Нулевые в России - эпоха попсы с бесконечными Фабриками Звёзд, традиционным ежегодным Евровидением и всем, что попадало в голубые экраны с добродушного позволения цензуры.

Однако во второй половине нулевых на сцену стали выходить районные рассказчики вроде АК-47, ставшего в одночасье звездой Гуфа и Центра. Хип-хоп стал более массовым жанром, а расцвет интернета с бесплатной музыкой ВКонтакте вывели его из андерграунда. Рэп-концерты стали собирать по 300-500 человек, что для тогда времени было очень круто, ведь никто не мог подумать, что Баста и Оксимирон соберут целый Олимпийский всего через 10 лет.

В десятые уверенно вошли старожилы Каста, Баста, Тимати и Центр, а также Иезекиль 25:17 позже укоротивший название до цифр. Набирали популярность околофутбольные объединения правого толка, сделавшие рэп составляющей своего движения. Рэп все ещё оставался музыкой для простых пацанов и их баллад о любви и подъездному быту, иногда повествования о наркотиках. В этом смысле рэп наконец-то обрел американское нутро – жизнь кварталов, драки, бонги и любовь.

Влияние жанра распространялось по всей стране, и популярность снискали не только московские и ростовские исполнители, но и уральские – ОУ74, ТГК, АК-47. Но и тогда рэп не был музыкой номер один. Хип-хоп тусовка существовала внутри себя, оставаясь в некотором смысле маргинализированной музыкой уличных ребят.

В Соединенных Штатах рэп перестал быть уютной музыкой квартальных сообществ ещё в 90-е, когда он растриражировался благодаря суперзвёздам Notorious B.I.G, 2Pac, Public Enemy, N.W.A., Snoop Dog и другим. В нулевых он уже перешел в коммерческую стезю, встав на стык с поп-музыкой и потеряв уникальное виниловое ретро-звучание, которого диджеи 80-х 90-х добивались, активно семплируя старые пластинки с госпелом, соулом и джазом. Интернет в Штатах развивался стремительнее, чем в России, и американские музыкальные энтузиасты развивали десятки поджанров, экспериментируя со звучанием на бесплатных площадках.

Уже в 2010 году снискал популярность клауд-рэп с мрачными битами и вокальными сэмплами создающими сюрреалистическую картину и мистическое звучание. A$AP Rocky и Yung Lean стали первыми звёздами этого жанра. Ожидаемо, буквально спустя пару лет в России появилась Новая школа и попросила старичков русского рэпа подвинуться. Началось все как обычно с подражания западу, но переросло в совершенно удивительную и своеобразную культуру.

Отцы нового русского рэпа начали смывать с хип-хопа шаблоны, изменив не только тематику, но и звучание. На удивление, российский рэп всегда старался брать текстовой составляющей, и ключевой ценностью скорее был текст, а не музыкальная составляющая. Экспериментов со звучанием долгое время не было, и, пожалуй, именно с приходом новых звёзд текст отошел на второй план, поскольку свежее звучание затмило незатейливые куплеты молодых музыкантов.

Сейчас всё развивается невероятно стремительно, и за последние несколько лет рэп не только оброс множеством звучаний, но и привлек огромнейшую аудиторию, какой нет больше ни у одного жанра в стране. Первопроходцами, пожалуй, можно назвать Фараона, Бульвара Депо и Яникса, которые изначально вызывали куда больше неприятия и насмешек, чем уважения. В белой европейской традиции музыка изначально упорядочена и осмыслена, ценность произведения объясняема. Чёрная музыка, продолжение которой стал новый русский рэп, объяснению не подлежала, поскольку изначальная идея хип-хопа заключалась в веселье, а не не в донесении глубокой мысли.

Новый язык русских рэперов снизошёл до спекуляции на базовых мечтах целевой аудитории. В центре повествования обычно оказывались деньги, девушки, алкоголь, лёгкие наркотики и слава. Музыка о веселье на "вписках" простым приземлённым языком с обилием обсценной лексики снискала популярность у юных россиях, ужас у их родителей и презрительные насмешки у поколений, которые постарше двадцатилетних рэперов новой школы.

В последние пять-шесть лет хип-хоп индустрия затмила своей популярностью все остальные жанры, поскольку соцсетевое поколение Z, рождённое в конце 90-х и начале 00-х, стало способно создавать огромный спрос, и всем остальным неожиданно пришлось с этим считаться. Язык, на котором теперь разговаривают молодые россияне, складывается из мемов, конкретных фамилий и заголовков новостей. Рэп тоже зачастую стремится превратиться в мем, стараясь зацепить частым повторением каких-то странных или забавных слов. Традиционные ценности и мракобесие, которыми стали давить школьников и студентов, естественным образом вызвали протест в среде предрасположенной к бунтарству. Рэп стал новой рок и поп музыкой одновременно, задавая тренды через свободный интернет, наплевав на традиционные средства массовой информации полностью подконтрольные вырабатывающим псевдоправославную систему ценностей.

В этом субъективном тесте будут рассмотрены пять ярчайших представителей сцены русского рэпа прямо сейчас. Мне было интересно проанализировать их творчество и понять, чем они вдохновлялись и благодаря чему снискали популярность у моих ровесников.

PHARAOH

-2
"Я знаю, очень скоро нас полюбит этот шар.
Ты хочешь понять кто я? Я и есть отдельный жанр".
Трек "Одинокая Звезда", Pink Phloyd, 2017.

Фараон стал первым мемом российского интернета, собрав волну хейта и армию малолетних фанатов одновременно. Мало кто из поколения двадцатилетних не видел его клип Black Siemens, взорвавший интернет в далёком 2014 году и получивший народное название "скр скр скр". Мем облетел все паблики находившегося в зените Вконтакте, а неоднозначная реакция и чрезмерная популярность трека заставила Глеба удалить его со всех официальных площадок, и удалить клип с более чем десятью миллионами просмотров из Youtube. Однако позже клип был перезалит на канал DeadDynasty и снова собрал 9 миллионов просмотров.

В 2014 году совестно с Boulevard Depo и i61 он собрал объединение единомышленников YungRussia, позже расколовшееся на DeadDynasty и некоторые другие. "Молодая Россия" объехала с туром многие города России, на удивление собрав большое количество людей. Фараон создал себе образ скрытного и мрачного парня, постоянно экспериментирующего с жанрами. В его обиходе были и скримеры, и нежные чувственные треки, и трилл, и клауд-рэп. На протяжении нескольких лет фанаты радовались новым релизам, бэнгеры с которых усиливали популярность и узнаваемость Глеба. Венцом его пути стал альбом Pink Phloyd 2017 года. Название альбома и первого трека - дань легендарной американской рок-группе. Второй трек с альбома "Дико, например" получил бешеную популярность, и стилизованный под восемнадцатый век клип на ютубе собрал 48 миллионов просмотров. На него снимались многочисленные пародии - самая популярная была снята командой Вечернего Урганта с Иваном Ургантом в главной роли. Она набрала более 9 миллионов просмотров.

За спиной Глеба сотни концертов, в том числе в европейских столицах, работа со многими коллегами по цеху, и на этом он останавливаться явно не собирается. На новом альбоме Phuneral (2018) он, как обычно, остался предан своему образу живого мертвеца, поработал с Сергеем Шнуровым и группой Рубль, что придало альбому панковости. Кажется, именно Фараон стал первым рэпером, назвавшим себя рок-звездой. В своём интервью Юрию Дудю он рассказал о заимствовании рэпом атрибутики рока, что, в общем-то, абсолютная правда.

Boulevard Depo

-3
"Я глоток свежего воздуха \\ Ты выпиваешь небо досуха"
Трек Outro, RAPP2 (2018)

Boulevard Depo - самый старый представитель новой школы, но остаётся свеж не по годам. Популярность набрал тогда же, когда и Фараон - в тот период они активно сотрудничали и выпускали лучший материал в истории русского хип-хопа новой волны.

Большинство треков того периода оставалось интересным уже более широкому кругу людей, но все еще не массовому. Новую школу считали уделом малолеток, и достаточно презрительно относились к ней фанаты старой школы. В 2016 году Бульвар Дэпо совместно с Фараоном выпускает культовый альбом Плакшери, пропитанный мрачной эстетикой клауд-рэпа. Грандиозным хитом становится «5 минут назад», взорвавший умы многих школьников и школьниц и набравший на ютубе рекордные 58 миллионов просмотров. В 2017 году артисты поссорились и не общаются до сих пор. К великому сожалению поклонников, российский рэп потерял свой главный творческий союз.

Артём скорее остаётся в тени в отличие от своего бывшего друга, более щепетильно относится к творчеству и в своих экспериментах идёт ещё дальше, чем кто-либо. Его последний альбом 2018 года RAPP2 был назван лучшим несколькими авторитетными изданиями пишущими про рэп. Его музыка явно опережает время. В сторону Бульвара Дэпо не слышно хейта, поскольку он и его творчество - не провокация, а тонкое искусство равнодушия.

Сложно сказать, чем именно он вдохновлялся, слушая его музыку. Очевидным является лишь вдохновение Виктором Цоем в треке White Trash. Несмотря на наличие бэнгеров на RAPP2, в целом звучание всё равно остаётся мрачным. За счёт этого сохраняется общее настроение альбома - очень уникальное, самобытное и удивляющее - чего только стоит совместный трек с IceP3ak. Клип на заглавный трек с альбома "Кащенко" набрал на ютубе больше 7 миллионов просмотров. В этой композиции рэпер создал себе альтер-эго PowerpuffLuv, вписав обоих "себя" в стены советской психиатрической больницы Кащенко.

FACE

-4
"Мои треки не для целок \\ Тех, кто любит вскрываться.
Мои треки для отпиленных, \\ Что любят врываться".
Трек WOOF, 2019

В прямом смысле новое лицо русского рэпа. Фейс ворвался в игру очень неожиданно, заранее позиционируя себя как мегазвезду. На его костяшках, что примечательно, набита татуировка Rock Star. Образ, в котором он предстал перед российским слушателем, не характеризовал его как рэпера - скорее это было что-то похожее на эмо с примесью безумия. Как он сказал в одном из интервью: "Ты не рок-звезда, если ты не можешь делать то, что захочешь".

К популярности уфимский рэпер пробирался через трек "Гоша Рубчинский", который стал популярным, но максимальный хайп он словил на безумных бэнгерах "Бургер" (33 млн просмотров), "Я роняю запад" (13 млн просмотров), "Я ебал твою тёлку". Звуки банкоматов отсчитывающих деньги, ставший мемом выкрик "эщкере", грязные рифмы и надрывистое повествование моментально запали в головы детям, толпами пришедшим на концерты к молодому исполнителю. Фейс как раз тот, кто в одночасье проснулся звездой.

"Я скрывать не буду, что я вырос на АК-47, \\ Если тебе станет легче -- я тупой, нет проблем.
Пусть я буду самый худший байтер всех на земле, \\ Но твоя подруга любит прыгать на моём хуе".
Трек Pull Up, No Love (2017)

Несмотря на провокацию и создание имиджа "отбитого" парня из Уфы с татуировками на лице, который постоянно ходит в одних и тех же шмотках от Гуччи, Фейс в 2018 году внезапно для всех сделал громкое политическое заявление своим альбомом "Пути неисповедимы". Оппозиционные СМИ в момент сделали Фейса популярным не только среди его традиционной фанбазы политически неактивных школьников, но и представили его далеким от рэпа людям. Мгновенно у него взяли интервью BBC и Медуза, в которых он показал совершенно другое лицо. Его альбом не был похож ни на что из того, что делает сейчас Новая школа. Такого остросоциального рэпа страна не слышала давно - на фоне "Путей" "Горгород" Оксимирона становится абсолютно псевдополитическим высказыванием.

Иван - это артист-хулиган, которому не чужда тематика АУЕ, который рассказал про жизнь на улицах провинции и вскрыл проблемы своих ровесников, обвиняя государственную систему в создании потерянного поколения.

"Родители не уследили, что я делал в восемь, \\ Таким образом тут полстраны по 228"
Трек "Из окна", Пути Неисповедимы, 2018
(228 - статья за хранение и распространение наркотиков).

Альбом можно целиком растаскать по метким и ярким цитатам, настолько хорошим он получился. Однако, не стоит думать, что Фейс превратился в политизированного артиста и теперь будет делать треки такого характера всегда. По его словам, "Пути неисповедимы" стал политическим высказыванием, которое сидело у него внутри и требовало выхода наружу параллельно его творчеству в целом. С этим альбомом артист не поехал в тур, который отменился по неясным обстоятельствам. Однако, видя отмены концертов артистов по всей стране, можно догадаться, откуда растут ноги. Если раньше концерты Фейса запрещались точечно из-за мата и текстов слишком провокационных для юной аудитории (по мнению прокуратуры и обеспокоенных родителей), то сейчас, когда было сделано такое очевидное высказывание в сторону правительства, концерты были отменены полностью, а не частично.

Тем временем Ваня будто бы не заметил отмены тура и продолжил заниматься творчеством. Он уже выпустил несколько синглов с будущего альбома, которые обозначили новый путь в его творчестве. В своих интервью музыкант признавался, что был вдохновлён Земфирой, Королём и Шутом, Слипкнотом. В его первом громком альбоме "No Love" (2017) по моим ощущениям прослеживается влияние Фараона, которому Фейс в интервью Юрию Дудю отдавал респект. На интервью у того же Дудя Надежда Толоконникова включила Фейса в топ-3 русских рэперов сейчас.

На одном из синглов он зачитал про то, что "тяжело стать богатым, но тяжелее остаться". К популярности это тоже можно отнести, и посмотрим, куда приведёт Ивана его творческий путь, омраченный напряженной ситуацией с концертами. Однако, даже не выступая перед публикой, он продолжает оставаться одним из самых популярных и эксцентричных рэперов в русскоязычном пространстве.

GONE.Fludd

-5

Яркий мультяшный образ моментально выделяет Фладду из общего ряда рэперов. Вероятно, он оседлал ту волну, которой так не хватало в среде мрачных коллег. В 2018 году он успел выпустить целых два полноценных альбома "Boys Don`t Cry" и "Суперчуитс". Он шёл к своему успеху немало, но именно в прошлом году обратил на себя внимание, собрал миллион подписчиков в инстаграме и отправился в тур из 50-и городов.

Саша вышел из вышеупомянутой YungRussia, но, по его признанию, даже находившись внутри, он словно был отдельно. С ним никто не хотел фитовать ни внутри Янграши, ни вне неё: он предлагал сотрудничество Яниксу, Фараону и ЛСП, но не сложилось. В итоге в одиночку он смог привлечь к себе бешеную популярность.

В целом у него создался образ весёлого доброго парня, чьи треки передают лёгкое настроение и позитивный настрой, хотя и жёсткое звучание с быстрой читкой присутствует на его пластинках. Его особенностью является не только свежее звучание, но и мастерский флоу, меняющийся от трека к треку. Темы достаточно характерные для новой школы, но звук и головокружительные рифмы превращают это во что-то новое и кардинально другое. В числе его заслуг состоит создание собственного словаря, который активно используют его фанаты: чуитс, джусичиззи, швепс и другие.

Фладда также согласен с тем, что рэп стал новым роком. В интервью Fast Food Music он и его друзья Cakeboy и IROH, раннее состоявшие в концентрировавшей мрачную и жуткую музыку Sabbat Cult, говорят о том, что рэпом теперь стало всё. Жанр стал мегапопулярным потому, что его можно изменить как угодно, добавляя туда любой инструментал. Сами бывшие члены Саббат культа, как и их упомянутые коллеги, также вдохновлялись роком и тяжелыми поджанрами. Но не роком едины.

В своем треке "Банановый Сок" с альбома "Суперчуитс" (2018) Фладда делает потрясающий неймдроппинг, отдавая дань всем повлиявшим на него:

"Молодой Бетховен, я не слышу хэйт, \\ Зови меня Рэй, я не вижу змей
Шелест от винила, со мной Дилла Джей \\ Я Луи Прима, бэй, пар от кнопки плэй
В колонках Марвин Гей, \\ когда я с ней горит постель
Юный Джеки Вилсон \\ Я танцую с Мэри Джейн".

"Я крошу Траволту с Мальборо, кладу в Бонг Джови \\ Скручу Джотаро Куджо, чтоб снова стать собою
Девушка из Ипанемы, станцуй самбу под луной \\ И я готов отдать ей сердце, я не знаю, что со мной"

"Я курю кристально чистый Рифер Будда, Егор Летов"

Фладд - музыкант с большим потенциалом развиваться по всем фронтам. Его более ранние треки кардинально отличаются от выстреливших альбомов. Сейчас у него в планах вступить в сотрудничество с группами, исполняющими тяжелую музыку. Остаётся лишь в состоянии интриги ждать, что из этого выйдет и появится ли в русском рэпе новый поджанр.

Big Baby Tape

-6
"Я удочерил игру и вроде стал её отцом"
Трек Broke Day, Hoodrich Tales, 2018

Совершенно неожиданный музыкант, ворвавшийся в рэп-игру также, как и Фладда, с двумя альбомами за год. Уникальность Тейпа в том, что он не только читает, но и сам пишет свои треки.

За спиной молодого артиста 2000-го года рождения ни единого клипа с двух новых альбомов. По мнению Бульвара Депо, который совместно с Тейпом пришел на интервью к Fast Food Music, молодой артист так выстрелил потому, что никто не доводил музыку до такого абсолюта - на его втором альбоме "Dragonborn" 23 бэнгера подряд, и в каждом есть свой прикол. За две недели с момента выхода альбом стал дважды платиновым, заглавный трек вышел в топ американского сайта Genius, вызывая невероятный интерес со стороны американской публики. Строчка "я взял твою бу, я её ебу" в одночасье стала мемом, заставляя сотни тысяч людей лезть в интернет, чтобы найти название песни. Яндекс.метрика показывает, что за январь 2019 года (больше месяца спустя выхода альбома) строчку "я взял твою бу" вбивали в поиск больше 400 тысяч раз.

Первый альбом "Hoodrich Tales" собрал меньше внимания, но не уступает по качеству. Если Дрэгонборн создан для того, чтобы качать, то Худрич Тэйлс звучит так, чтобы под него чиллить. Ещё одна фишка Егора в его своеобразном флоу и смешении русских слов с английскими, что звучит очень органично и узнаваемо даже в гостевых треках. Талантливый фрешмен успел меньше, чем за год своей активной деятельности, поработать с суперзвёздами Бульваром Депо, Фараоном и Хаски.

Хочется верить, что парня ждёт большое будущее - уж очень ярким и искренним был его старт. Его текста очень легкие и мелодичные: они не всегда считываются с первого раза, и при фокусировке на музыке скорее задают настроение самому треку. В этом контексте нельзя не вспомнить золотой век американского хип-хопа, который сильно повлиял на развитие Тейпа как музыканта. На Дрэгонборне он берёт семпл из песни Notorious B.I.G. и использует его в одноименном треке Gimme the Loot, упоминает лейбл Dr. Dre "Death Row", Уилла Смита a.k.a The Fresh Prince, одновременно респектует Вите-АК, и во всех песнях включает неймдроппинг аниме, компьютерных игр и кучи чего ещё. Вся эта безумно крутая солянка, безусловно, создаёт неповторимый стиль Big Baby Tape.

Новая или Новая Новая школа русского рэпа?

Музыканты, появившиеся в последние год или два, совсем не похожи на первые треки новых жанров из-под пера Яникса или Фараона. Из копирования западных музыкантов выросло нечто гораздо большее и самостоятельное, разнообразившее российскую сцену максимальным образом. И всё же даже герои 2018 года не считают себя следующим поколением Новой школы. Имена, с которых всё начиналось, всё ещё на слуху и продолжают эволюционировать во что-то большее, их младшие коллеги лишь немного задержались, но ничего не упустили.

Рэп собрал в себе людей, попавших под влияние абсолютно разных музыкантов из разных жанров - это и Егор Летов, и Земфира, и АК-47, и американские рэперы старого и нового поколений, и металл-группы, и много чего ещё. Благодаря такому разнообразию влияний жанр развивается и вырастает как минимум в музыкальном плане, хотя текста тоже стали на порядок выше, чем те, что были несколько лет назад. Таким образом ещё рано выделять какое-то новое направление и разделять новую школу на какие-то подуровни. Так или иначе все артисты связаны друг с другом, но вдохновение на музыку ищут в другом временном отрезке. Вероятно, именно благодаря этому сохраняется такое свежее звучание.

Хип-хоп - отдушина современности, уход от перегруженности смыслами, транслируемых из огромного количества социальных сетей. Рэп новой школы - стремление веселиться и отрываться на вечеринках, после которых можно почиллить или погрустить. Возможно, жанр вырастет вместе с музыкантами и изменит своё содержимое. Тогда произойдёт разделение на новую школу и новую новую (появление новых артистов неминуемо). Но пока русский рэп в основном принадлежит молодым, в целом тенденции к нагружению и перегрузке смыслами, вероятно, наблюдаться не будет.

P. S. Напоследок посмотрите на фристайл Биг Бейби Тейпа!