Приветсвую всех тех кого занесла нелегкая судьба человека заболевшего тюнингом автомобилей, это сродни наркотику, всегда привыкаешь, и кажется мало. Надоело мне ездить на моем текущем конфиге, решил собрать что-нибудь новое, и тут возникла мысль о том что можно сделать табличку упрощенного подбора конфигурации, что собственно и реализовал.
Как и в любом деле которое ты делаешь впервые сразу возникает очень много вопросов, как следствие, ты начинаешь искать информацию, которая может тебе помочь в этом не легком, но интересном деле улучшения динамики и управляемости автомобиля. Каждый подсаживается на это дело разным путями, но нас, всех здесь собравшихся, объединяет факт любви к автомобилям, постоянное желание доводить их до совершенства в своем понимании, а у каждого оно свое. Лишь только поэтому невозможно взять и порекомендовать кому-то конфигурацию пока он сам не определился, чего конкретно он хочет. Именно по этой причине и возникают ошибки в первых конфигурациях. Хотелось добавить что доработка автомобилей это уже не просто хобби одиночек колдующих над своими автомобилях в гаражах, это целое движение, не побоюсь этого слова культура, и мы все творим ее историю.
Если сказать кратко все способы форсирования двигателей сводятся к одному из четырех способов:
— увеличение рабочих оборотов
— увеличение коэффициента наполнения
— увеличение объема двигателя
— наддув (компрессор, турбина)
Первое от чего нужно отталкиваться это бюджет. Если бюджет солиден и позволяет увеличить объем ДВС то это лишним абсолютно не будет, причем чем объем больше тем лучше, как говорится no replacement for displacement (ничто не заменит объем), но как часто бывает на увеличение объема бюджета недостаточно.
Увеличить диапазон рабочих оборотов можно двумя основными путями:
— замена распредвала
— замена впускного ресивера
Улучшить коэффициент наполнения, он также может именоваться как объемная эффективность.
Связан с распредвалами, ресивером, клапанами, каналами ГБЦ. Типовое значение объемной эффективности для двигателей ВАЗ 75-80%, что означает что двигатель 1,6 литра при работе "прокачивает" не более 1,28 литра топливовоздушной смеси. Коэффициент наполнения соответственно равен 0,75-0,8. Необходимо понимать что данная цифра не одинакова во всем диапазоне оборотов и достигается в какой-то части рабочего диапазона. При помощи замены выпуска и впуска на серийных распредвалах стандартного в остальном ДВС вполне достижима мощность в пределах 120-130 л/с на обычном сортовом бензине (92-98) доступном на АЗС любого города.
Самое частое что производят из доработок это замена выпуска на паук от Стингер, в последствии часто устанавливают их-же ресивер. Наиболее часто устанавливаемым пауком является вариант 4-2-1. Частота именно такой конфигурации обусловлена не только тем что эффект действительно есть, но и тем что цена таких доработок вполне демократична и позволяет приобрести такое железо огромному количеству желающих увеличить мощность своих автомобилей. Комплект от компании стингер вполне позволит снять в пределах 130 сил со 126 ДВС при грамотной калибровке, машину нужно перенастраивать после любых изменений в железе! Если сказать кратко мы как раз и получаем коэффициент наполнения близкий к 1, т.е. объемная эффективность близка к 100%, к слову сказать в гоночных моторах она может достигать и 120-130%
С помощью данной таблицы вы сможете с легкостью подобрать себе распредвал, оптимальную длину каналов на впуске и выпуске. В таблице указаны данные для распредвалов под обычные стандартные гидрокоменсаторы, подъём не рассматривается так как на диапазон работы он оказывает меньшее влияние чем фазировка распредвала. ГБЦ сток, клапана сток, ресивер тоже. Таблица не претендует на 100% точность, её задача упростить подбор железа, в ней много неучтенных моментов например диаметр ДЗ, расстояние от ДЗ до фильтра и много разных мелочей и не очень. Окончательный подбор конфигурации осуществляется в специализированных программных комплексах например Engine Analyzer Pro. С доработанной ГБЦ и клапанами результат будет конечно лучше. Фаза распредвала от "0" подъёма, а не от "0,5" мм как некоторые производители указывают.
Будем считать что распредвал мы выбрали…
Теперь нам нужно выбрать подходящий ресивер, и главное не ошибиться.
В чем различия ресиверов представленных на рынке:
— объем ресивера (он должен быть 2 объема ДВС для ДВС объемом 1,6л оптимально 3,2л)
— длина каналов (тут все просто короче каналболее верховой ресивер)
— форма каналов (конусные и прямые, конусные имеют лучшие характеристики на высоких оборотах, прямые на низких, очень большая конусность не есть хорошо)
Как выбрать, первоначально помним тот факт, что система выпуска, впуска, распредвалы, сам КШМ имеют свои резонансные частоты, и с этим можно играться, настраивая все либо на максимальную отдачу к верхам, либо растягивая эффективный рабочий диапазон как можно шире. Из моего опыта первоначально люди хотят диапазон либо от 2000 до 6000 либо от 3000 до 7000, возьмем первый вариант. Выбираем середину рабочего диапазона, обычно на ней начинается хороший коэффициент наполнения, в средине выбранного диапазона будет 4000 оборотов. Если канал вашего ресивера конусный, то выбирайте длину по таблице чтобы длина соответствовала оборотам 4000, если канал прямой 5000. Также хочется упомянуть что есть ресиверы с дудками и без, так вот если в дудки в ресивере идут изначально это дает значительное улучшение работы на низах, если в ресивер они были установлены скорее эффекта будет мало (как пример 128 ресивер).
Будем считать что с ресивером определились…
Теперь осталось подобрать систему выпуска, самое основное в ней это паук, скажу даже более, его первичные трубы длина и диаметр. Лично мое мнение, лучший паук это 4-1 паук, но так как у нас есть огромное поверье что 4-2-1 паук намного лучше работает на низах пауки конструкции 4-1 получили малое развитие. Диапазон работы выпускной системы следует подбирать на обороты, под которые подбирался ресивер для более выраженного подхвата, либо на 1000 ниже оборотов ресивера для лучшей эластичности, либо наоборот на 1000 оборотов выше чтобы ДВС лучше работал на верхах . Чтобы подобрать оптимальную длину труб необходимо узнать какое у вашего выпускного вала запаздывание после ВМТ.