На мой взгляд самым удачным примером использования тактики "флотобытия" были действия русского флота в последние годы Северной войны.
Как мы помним, на заключительном этапе в союз со Швецией вступила Англия. При этом Англия и Россия не переставали торговать, и в Англии существовало сильнейшее прорусское лобби, в том числе даже в Адмиралтействе.
В этой ситуации жизненно важно было исключить столкновения с любыми кораблями Роял Неви, но в то же время дожать шведов.
Еще в 1719-м русская эскадра в 21 корабль стояла на траверзе Стокгольма, вызывая шведский флот на бой. Ну а поскольку противник сражаться не вышел - Легкие силы порезвились во всю, высаживая десанты от Ландсорта до Норчепинга.
В 1720-м шведский флот объединился с английским, и объединенные силы насчитывали 30 ЛК. Русские могли выставить в море только 21 ЛК, и естественно, от генерального сражения уклонились, заперевшись в своих базах. Тут дело шло даже не о силовом решении вопроса, а о нежелании хоть как-то воевать с Англией и тем самым заставить замолчать антирусское лобби на самом Острове.
Как раз на момент соединения шведов и англичан десант Голицына в 35 галер высадился у Умео и разграбил и сжег 41 деревню, 1000 жилых дворов, забрал несколько судов и до 900 голов скота.
Союзники же лишь 31 мая появились у Готтска-Санден (островок в 30 км к северу от Готланда), 7 июля крейсировали ввиду Ревеля, отправив к Аландским островам отряд Карла Вахмейстера, а далее произошла эпическая высадка на острове Нарген (ныне — Найсаар). Чтобы было понятно — этот островок расположен в 9 км к северо-западу от Ревеля, в 1720-м все его население тогда — только персонал маяка (в 1718 году построили большой деревянный столб, на нем — закрытую площадку, где четыре человека посменно поддерживали огонь; построен был потому, что около входа в Ревельскую гавань находятся очень опасные цепочки рифов). Перед началом военных действий маяк погасили, людей эвакуировали. И вот к этому сонному царству подошла здоровенная эскадра в 30 кораблей, был высажен шведский отряд в 100 человек, однако русских солдат там так и не нашли. Шведы реквизировали три дикие свиньи, а также сожгли «избу да баню, которые сделаны были для работных людей». 13 июня союзники отошли к Гангуту, а Меньшиков в письме Петру саркастически отписал: «Конечно, потеря чувствительная, которую два соединенных флота причинили Вашему Величеству на острове Нарген, но, хорошенько все взвесив, можно, пожалуй, на то махнуть рукой, предоставив избу шведскому флоту, а баню — английскому». Троль, 80 lvl.
То есть шведские силы были скованы у Ревеля, русские силы находились в Ревеле, но у русских было одно преимущество, которого у шведов и англичан не было - это русский галерный флот в 200-300 галер.
Ну и в июле происходит Гренгам - 52 галеры Голицына берут на абордаж 4 глупейше сунувшихся в узость шведских фрегата. Линкору Поммерн везет невероятно - не сумел бы развернуться оверштаг и уйти - захватили бы и его.
Таким образом морская оборона шведских берегов была в очередной раз прорвана, и шведско-английский флот после Гренгама со всей возможной поспешностью отошел к Даларне, защищая от высадок район Стокгольма.
Таким образом русский линейный флот привязал к себе основные силы противника, а галерный флот, нанеся поражение на второстепенном участке и угрожая очередными высадками на шведское побережье заставил эскадру союзников просто снять блокаду.
3 мая 1721 года выходит в поход Ласси с галерами, 9 мая в Зунды входит английский флот. И опять-таки галеры на глазах англичан жгут Худвисваль, Хернесанд, Нурдмалинг, Умео, Питео. Но оба флота союзников завороженно смотрят на русский корабельный флот - ведь двинуться к Умео - это открыть для атаки русских кораблей район Стокгольма. А русские... им ничего и делать не надо. Воевать с англичанами напрямую они не собираются, а угроза действием просто сковала шведский и английский флоты, оставив шведское побережье беззащитным для русского галерного флота.
Именно под громы русских десантов проходят заключительные переговоры шведов и Петра.
Тут нужно отметить два момента.
1) Если по корабельному составу мы были слабее союзников, то у нас, в отличие от них, имелся ход конем - галерный флот. Значимого галерного флота у шведов не было. Англичане тоже его не привезли с собой.
2) "Флотобытие" рассматривалось как стратегия только на тот момент, пока в Балтике находятся англичане. Как только они уходят - "грабь, бухай, имей гусей".
Ну и напоследок.
Это кураж. Тот самый кураж, который возникает, когда у тебя все получается. Это очень важная штука. Русские сумели поймать кураж. И в какой-то момент шведов за серьезного противника уже просто не считали. Наверное мы просто научились воевать. И отточили свою собственную стратегию и тактику войны.