Музыка уходит далеко вглубь истории человечества. И первая музыка началась с ритма. Ритма, что сопутствовал жизни пещерного человека с первого удара камнем о камень. С того удара прошло колоссальное количество перемен как в человеке, так и в природе ударяемых им объектов. Музыкальная эволюция в ударных инструментах прошла длинный путь, и список существующих к сегодняшнему дню ударных неисчислим. От ударов по брёвнам и камням — к перкуссии, от неё — к ударным установкам. С развитием электроники многие музыкальные инструменты обрели своих электро-родственников. Это закономерно постигло и барабаны. Праотцы этой группы ударных появились ещё в 80-х годах. С тех пор они претерпели множество изменений и на сегодняшний день этот класс музыкальных инструментов значительно превосходит своих прародителей.
Некоторые музыканты используют акустические барабаны с триггерами. Триггер — это специальный датчик, установленный на пластик обычного барабана, и вызывающий звук из внешнего модуля, без которого электронная ударная установка попросту невозможна. Модуль — это основной двигатель любых электронных барабанов. Он способен создавать звук сам, а также передавать команды на секвенсор (компьютерная программа для записи и редактирования аудио сигнала) в формате MIDI. Существует великое множество модулей. Они разнятся как по качеству, так и по количеству и типу предлагаемых звуков. Некоторые модули позволяют извлекать не только звуки ударных и перкуссии, но и многих других музыкальных инструментов, а также различные эффекты.
Другим же способом стало использование современных сетчатых или прорезиненных пэдов вместо акустических барабанов и металлических тарелок. Пэды — небольшие цилиндры, снабжённые одиночным или двойным триггером. Двойной, в отличии от одиночного, способен обработать два звука — с края и середины пэда. По отдаче сетчатый пэд очень похож на мембрану акустических барабанов. На многих моделях с таким покрытием есть возможность регулировки натяжения поверхности с помощью специального ключа.
Электронные тарелки в большинстве своём имеют вид настоящей тарелки. А также некоторые обладают их качествами: инерцией, качанием, возможностью заглушить звук. Электронный хай-хэт, благодаря развитию технологий в этой области, способен генерировать широкий спектр звучания, отвечающий степени открытости его положения.
Для новичков
Важно знать, что электронная ударная установка не очень пригодна для того, чтобы в полной мере постичь искусство игры на настоящих барабанах — ощущения при игре, всё же, принципиально иные. Однако, более приятную штуку для ежедневных занятий на ударных придумать сложно. Полный контроль уровня громкости — ключевое отличие электронных барабанов от акустических. Абсолютно бесценное в мегаполисах с многоквартирными домами. Он гарантирует вам отсутствие конфликтов с соседями на предмет «постоянного и невыносимого шума». Это преимущество даёт возможность и право заниматься даже по ночам, если вам очень захочется.
Камень преткновения всех электронных барабанов — сэмплирование. Некогда в начале 80-х годов была создана установка, в которой использовался синтезаторный модуль для получения звука. И т.к. удар имеет множество характеристик, звук получался тоже разным. Почти как на настоящей «кухне». Позднее сэмплер вытеснил синтезатор. Это привело к тому, что звук воспроизводился один и тот же. Строго говоря, не один, конечно. Звук менялся в зависимости от силы удара, тембрально оставаясь прежним. На «живых» барабанах число звуков неизмеримо, в тот момент как на сэмплере — оно ограничено. И вследствие этого, поиграв пару месяцев на электронных барабанах, можно, сев за акустические, обнаружить некоторую потерю навыка. Тут и удар не тот, и нюансов значительно больше для извлечения правильного звука...
Средний ценник на электронные ударные вывести непросто. Стоимость колеблется от 430 до 43000 белорусских рублей. И задачи, которым отвечают те или иные установки разных ценовых категорий, колеблются также. Электронными барабанами начального уровня можно считать такие модели, как Nux DM-1. Установкой же уровня «PRO» считаются такие, как Roland TD-15 KV, Roland TD-17KVX KIT и другие.
Преимущества электронной ударной установки:
1. Контроль над уровнем громкости без потери качества звучания.
2. Компактность
3. Возможность подключения наушников для практически бесшумных занятий.
4. При студийной работе возможность направить сигнал на микшерный пульт прямиком из модуля. Это наиболее простой и быстрый способ достижения хорошего звука при записи.
5. На сцене электронным ударным не требуются длительная отстройка звука и дополнительные микрофоны.
6. Возможность выбора звука ударных из того множества, что содержит модуль.
7. Долговечность. Естественный износ практически не влияет на качества звучания.
Недостатки:
1. Иные ощущения при игре, отличные от ощущений при игре на «живых» барабанах. Нельзя сказать, что это, в сущности, плохо. Они просто другие и могут быть непривычными после акустических барабанов.
2. Психологический фактор: звук выходит не «из-под рук», а из наушников или акустической системы. Этот фактор может быть труднопреодолим как для барабанщика, так и для других музыкантов, играющих с ним на одной сцене.
3. Также можно считать некоторым недостатком необходимость в дополнительном оборудовании для воспроизведения звука (если Вы не намерены заниматься только в наушниках).
Как подключить электронные барабаны к компьютеру?
Для начала вам потребуются непосредственно сам компьютер и кабель. Тип кабеля зависит от конфигурации модуля:
- MIDI — MIDI;
- MIDI — USB;
- USB — USB.
В качестве примера возьмём установку Roland TD-1K, которая имеет выход USB. Подключаете кабель к компьютеру и к вашим электронным барабанам и компьютер автоматически определяет устройство. Следующий шаг — секвенсор, самыми ходовыми из них являются Steinberg Cubase Pro, Avid PRO Tools, FL Studio и другие. Более подробно рассмотрим последний.
Вам нужно установить последнюю версию драйверов ASIO под ваш аудиоинтерфейс. Дальнейшие действия в секвенсоре — Options — Midi Settings, выбираете входное устройство (Midi Hardware Port) в окне Input, и ставите отметку Enable. Закрываете вкладку и стучите по барабану, за этим должны последовать реакция индикатора Monitor и звук с задержкой из динамиков. Далее выбираете вкладку Options — Audio Settings, в открывшемся реестре Input/Output выбираете драйвер ASIO и после этого задержка должна исчезнуть. Если же она, всё же осталась, то ваши действия следующие: Options — Audio settings — кнопка Show ASIO Panel. Всплывёт окно настроек драйвера, их совсем немного, вам нужна ASIO Buffer Size — настройка задержки. Левое положение регулятора даёт меньшую задержку, однако звук теряет в качестве. Правое же — с точностью до наоборот. Настройте оптимальное положение — и приятных занятий!
Как записать электронные барабаны?
Для этого нужен внешний аудиоинтерфейс, предпочтительно с разъемами Midi in/Midi out, студийные мониторы и софт, установленный на рабочем компьютере. Если вы записываете электронные барабаны через USB, то аудиоинтерфейс не понадобится. Существует 2 варианта записи электронных барабанов.
1-ый способ записи— это запись «напрямую». Суть в подключении электронных барабанов к аудиокарте через Line Out-порт барабанов в порт In интерфейса. Это самый «честный» вариант записи, так как «от и до» это будет именно ваше исполнение. Но для такого способа требуется ровная по темпу игра, иначе выравнивание ритма в секвенсоре может занять колоссальное количество времени.
2-ой способ записи — наиболее часто используемый. Подключаете электронные барабаны через порты Midi к аудиоинтерфейсу или через USB напрямую к компьютеру и записываете ударные как Midi трек. Полученная запись на 100% поддается изменениям и каждый удар можно отредактировать как по громкости и звучанию, так и по длительности. Так же вы можете использовать любой плагин VST, и настроить абсолютно «свой» звук.
Подведём итог. Электронная барабанная установка — новый виток музыкальной эволюции. И он, как и всё эволюционировавшее — хорош. Со своими недостатками — а кто идеален? Но при этом перечень преимуществ полностью отвечает запросам сегодняшнего дня. Осмелюсь предположить, что по истечении некоторого времени электронная ударная установка подвинет со сцен и из студий своего акустического предка, как это уже было с акустическими гитарами, смычковыми и фортепиано. Не знаю, хорошо это, или нет, но это — новый день в развитии музыки. А музыка — это главное, это то, зачем мы здесь, не так ли?