29 января отмечался действительно важный для нашего города праздник – День изобретения автомобиля. Мы решили по-своему отметить это событие и отправились на Автомеханическую – самую «автомобильную» улицу Нижнего, в Автозаводский район.
Начало автоистории
В этот день в 1886 году немецкий инженер Карл Бенц (1844–1929) зарегистрировал трехколесное изобретение, оснащенное двигателем внутреннего сгорания. История первых автомобилей началась намного раньше, но именно полученный патент считается началом новой эры человечества, разделив нас на пешеходов и водителей. Первые модели не пользовались особым спросом, пугая шумом мотора людей и лошадей. Но изобретатель не сдавался, продолжив совершенствовать своего детище.
Центральная улица Монастырки. Фото с сайта администрации Автозаводского района
Первой женщиной, севшей за руль авто, и первой угонщицей стала его жена Берта Бенц. В августе 1888 года она вместе с двумя сыновьями втайне от мужа совершила первое коммерческое турне, чтобы продемонстрировать окружающим ценность изобретения и привлечь покупателей. И отправилась она не куда-нибудь, а к маме, преодолев 194 километра (туда и обратно), порой толкая авто в горку. Бензин (лигроин) они покупали в аптеках, где он продавался как чистящее средство и лекарство от заболеваний кожи. В пути автомобиль пришлось неоднократно чинить подручными средствами – пришлось пожертвовать шпилькой для шляпы и чулочной подвязкой. И оно того стоило – о ее путешествии тогда написали все газеты.
Но вернемся в нижегородскую историю, где в те годы еще никто не мог предположить, что на пустыре вырастет автозавод.
Деревня староверов
Автомеханическая начинается от улицы Веденяпина – одной центральных транспортных магистралей Автозавода, где когда-то находилась старообрядческая деревня Монастырка – владение графов Строгановых, окруженная полями и болотами. По одной из версий, она относилась к землям Амвросиева Дудина Николаевского монастыря, откуда и пошло такое название. В конце 1950-х годов деревню снесли, а жителей переселили в новые микрорайоны.
Детские сады с небольшими бассейнами и игровыми площадками как ностальгическое воспоминание о детстве
Монастырка состояла из трех улиц: Баронской (теперь – Героя Юрия Смирнова), Графской (названной именем Юлиуса Фучика) и Макарихи (ныне Лескова). Население Монастырки до начала ХХ века занималось кузнечным делом и сельским хозяйством. Из земли, добытой со дна мелких речек и водоемов и содержащей руду (бурый железняк), в результате обжига местные умельцы – шипари получали тестообразную крицу. После неоднократной поковки из нее формировали пруты, которые шли для изготовления мелких бытовых изделий, к примеру гвоздей. Постепенно артельный промысел исчез, а кузнецы стали работать на эвакуированной «Этне» и сормовских заводах.
Квадратная география
Автомеханическая «прячется» в тени своих более известных соседок, попав внутрь географического квадрата улиц: Веденяпина, Лескова, Героя Прыгунова и Южного шоссе. Большинство ее домов – типичные хрущевки в пять этажей и девятиэтажки, появившиеся в начале 1990-х. Выстроены они геометрически правильно – параллельно-перпендикулярно другим строениям, но непредсказуемы в нумерации. Стоящие рядом постройки могут относиться к разным улицам. А два отдаленных дома № 28 и 28а неожиданно продолжают улицу даже после сквера.
Школе № 15 в 2018 году исполнилось 55 лет
В 1960-х годах, когда окончательно сформировался этот район, главная задача строителей стояла не создании визуальной эстетики, а в функционале, чтобы максимально быстро обеспечить жильем работников ГАЗа. Архитекторы, проектируя улицы, даже в однообразной застройке оставляли небольшие дворовые пространства для детских площадок. Внутри квартала есть все, что необходимо для спального района автозаводских тружеников: четыре больших детских сада и школы № 15 и 105, построенные по типовым советским проектам.
Стела установлена в память об учениках школы № 15, не вернувшихся с войн
За последние десятилетия на первых этажах домов появились небольшие магазины. А во дворе школы № 15 весной 2013 года была установлена стела в память о погибших в локальных конфликтах выпускниках. В остальном более за чем пятьдесят лет район почти не изменился.
Деревня Монастырка стала промышленным, самым крупным районом города
Первые жильцы непрезентабельных серых панельных домов были невероятно счастливы получить ключи от новых квартир. Все то, за что сейчас принято ругать эпоху советского модернизма (минимализм квадратных метров, неудобство проживания, скромный комфорт), для кого-то было прекрасным временем молодости, связанной с созданием семьи и появлением на свет детей. Сейчас для нижегородцев это важная страница истории Автозаводского района в незримом альбоме воспоминаний.
Ольга ПЛАКСУНОВА
Фото Андрея АБРАМОВА