На минувшей неделе в Литературном музее А. М. Горького (улица Минина, 26) произошло сразу два знаковых события. Состоялась выставка-диалог «Новая жизнь музейных предметов» (12+), и буквально через день, 25 января, открылась выставка нового направления в современном искусстве Art Stones (12+).
23 января музей представил небольшую экспозицию предметов, вернувшихся после реставрации во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И. Э. Грабаря. Впервые посетителям представили картины «Нижний Новгород с Волги» (1896) Петра Нейского (1845–1922) и «Нижний базар в Нижнем Новгороде» (1860) Петра Верещагина (1834–1886), а также мемориальные экспонаты, переданные в музей семьей Пешковых: декоративную керамическую шкатулку жены писателя Екатерины Пешковой, деревянную полочку (Италия) и два скульптурных изображения, выполненных в технике резьбы по дереву, в виде человеческих голов (начала ХХ века).
Волшебные превращения
В музей вернулись и другие декоративные предметы: маленькая фарфоровая кукла и небольшой туалетный столик, на котором ранее размещалась книга отзывов и предложений. Для его восстановления мастера провели сложное укрепление отслоившейся мозаики и подобрали те породы древесины, что использовались изначально.
Состояние переданных несколько лет назад картин было просто удручающим – имелись все виды разрушений: прорывы, осыпи, деформации, отслоение и осыпание красочного слоя от грунта, пыль. Но теперь следы реставрации можно обнаружить разве что вооружившись лупой и фонариком. «За три года 20 работ вернулись к нам после длительной процедуры реставрации – то, что мы можем показать на выставке. Часть предметов уже представлена в экспозиции музея-квартиры Горького и домика Каширина, а введение новых экспонатов запланировано на этот год», – рассказала директор Государственного музея А. М. Горького Лариса Моторина.
Магия земли
На выставке Art Stones представлены 30 авторских самобытных экспонатов, коллабораций и инсталляций, в основе сюжета которых находится полудрагоценный камень. Процесс создания таких картин происходит в два этапа. Сначала подбирается соответствующая замыслу художника пластина из самоцвета и приклеивается к холсту. После этого наносится краска.
Автор работ коренной нижегородец Олег Кумагин создал собственное, новое направление живописи и назвал его Art Stones с определенной благородной миссией: «Оно родилось из моего увлечения камнями. Я уже много лет занимаюсь российскими самоцветами. И в определенный момент мне захотелось больше о них рассказать. К сожалению, понимание красоты камня мы потеряли. Например, флорентийская мозаика, придуманная в XVIII–XIX веках в Италии, а потом перенятая петербургскими мастерами, на выставке тоже есть. Это искусство за прошедшее столетие практически умерло, а живопись, напротив, стала стремительно развиваться. Никаких пальцев не хватит для перечисления всех ее жанров. И я подумал: если попробовать совместить самоцвет в плоскостном изображении с инструментами современного искусства, это хоть как-то поможет заинтересовать людей, чтобы они увидели камень в его настоящей сущности».
«Своя энергетика есть у каждого камня», – считает художник Олег Кумагин
Во многом пониманию произведений помогают их названия. Так, в картине «Горящее сердце Данко» использован редкий сорт уральской яшмы – из-под камня взвивается терракотово-бурое пламя. По мнению организаторов выставки, этой работой художник хотел напомнить о ключевом смысле произведения Горького «Старуха Изергиль»: если встаешь на путь служения народу, необходимо пройти этот путь искренне и самозабвенно, не ожидая в ответ благодарности и признания, ведь не всегда поступки могут быть оценены теми, для кого они были совершены.
Работы, представленные здесь, зачастую выполнены в стиле примитивизма. В творчестве Олега Кумагина искусствоведы видят символизм утопического, мифологического и даже мистического уровня. Автор всего два года занимается в художественной студии, но уже принял участие в дизайн-шоу самоцветов и украшений в Нью-Джерси (США) в апреле 2018 года, где его работы получили высокую оценку участников и экспертов и были приобретены частными коллекционерами. Он пока еще находится в поиске своего узнаваемого языка и вслед за природной палитрой красок минерала повторяет и усиливает в картинах цветовую гамму так, чтобы камень смог «заговорить». Воспринимать такое искусство нужно на интуитивном, чувственном уровне, первоначально настраиваясь на одну волну с характером самоцвета.
Выставка будет работать до 25 февраля. Телефон для справок (831) 436-65-83.
Ольга ПЛАКСУНОВА
Фото Андрея АБРАМОВА