Боевой клич «Ура!» известен всему миру. Версий его появления и значения существует множество, но само широкое распространение является аргументом в пользу тюркского происхождения. В рамках этого предположения «ура» можно возвести к общетюркскому «ур», что значит «бей», обогащённому конечным «а», естественным для выкрикиваемых закрытых слогов.
Однако мало кто знает, что у тюрков были и другие боевые кличи, например,«алгъа!» («вперёд»), «ахай!», которое можно сопоставить с «когъуш»-«когъай» («битва-бейся»), на чём, впрочем, автор не настаивает.
Часть этих боевых криков являются общими для всех тюркских народов, некоторые достаточно редки. Так, у балкарцев существовал совершенно уникальный клич – «Хайт!», применявшийся лишь в особых случаях.
В ситуации, когда, по тем или иным причинам, воин собирался умереть в бою, он проводил у себя на лбу вертикальную полосу. Ставилась она собственной кровью и называлась «хайт». Воин с «хайтом» использовал в схватке соответствующий клич. И по сей день в языке балкарцев и карачаевцев существует выражение «Хайт де!» – «Скажи хайт!», что означает пожелание идти до конца, быть предельно упорным и мужественным в отстаивании своих целей.
Происхождение данного боевого крика абсолютно не ясно, но само его наличие говорит о многом. В частности – о существовании у древних номадов особой системы этикета сражений. Для народов, в представлениях которых жизненное пространство особой ценности, ввиду его избытка, не представляло, особо важным становилось сохранение людского ресурса – самого дорогого и востребованного на бескрайних просторах. Выстраивая боевые кличи в градационной шкале агрессии, мы видим, что «Алгъа!» («Вперёд!») даже не содержит призыва к уничтожению. Де-факто, войско, использующее этот клич, даёт понять врагу, что намеревается формально победить – собственно, вытеснить оппонента с поля боя. Бегство и сдача, соответственно, гарантируют жизнь.
Клич «Ура!» из другой категории, смысл его вполне понятен – бой без крови не обойдётся, и каждому из противников необходимо доказать своё право на жизнь, продемонстрировать неприятелю очевидную нерациональность боя до конца. Ну, и боевые выкрики типа «Хайт!», заранее предупреждали врага, что речь идёт о полном физическом уничтожении. Странная система, с явной ориентацией на эмотивное начало человеческой натуры!
Эти нормы воинского этикета сильно отличались от принятых в Европе. В основе «Иду на Вы!» Святослава лежал сугубо рациональный подход. Профессиональная армия, оторванная от родной земли, от баз «тылового» обеспечения – для неё предварительное предупреждение врага даёт шанс, что потенциальный противник проиграет ВСЁ в одном бою и кампания не приобретёт затяжного, изматывающего характера.
Как бы странно это ни звучало, боевая этикетность номадов носила гуманитарный характер – как уже была сказано, была ориентирована на сохранение людских ресурсов. Вполне вероятно, она имела парадигмальный вид и полноценно определяла все стороны стратегии и тактики кочевников. Вопрос требует своих исследований, но, быть может, этим и объясняется удивительная успешность горстки монголов в войнах с тюрками – Темучин, по всей видимости, мыслил строго утилитарно.