Продукт советского автопрома, пятидверный универсал ВАЗ-2102, стал доступен автолюбителям в 1971 году и выпускался на протяжении четырнадцати лет. Даже после того как в 1984 году с конвейера Волжского автозавода вышла следующая модель универсала ВАЗ 2104, «двойка» продолжала выпускаться еще около года.
Хотя, считается, что ВАЗ-2101 - это переработанная версия Fiat Familiare, но, по сути, этот автомобиль не многим отличается от легендарной «копейки». (О ней читайте в статье "Жигулевская" эпоха). Двигатель, передние фары, приборная панель, сиденье водителя и многие элементы ходовой части были едиными для двух первых моделей ВАЗа. Причем, универсал был всего лишь на пятьдесят пять килограмм тяжелее седана.
Грузопассажирская «Двойка» могла перевозить четверть тонны груза плюс водителя и пассажира или шестьдесят килограмм поклажи в том случае, если все пассажирские места заняты. Удобства погрузки, а особенно по разгрузке обеспечивала задняя дверь, при открытии которой багажник образовывал ровную площадку. Заднее сиденье также могло раскладываться.
Довольно внушительные параметры по грузоподъемности для автомобиля начального класса обеспечивала усиленная подвеска и увеличение передаточного числа ведущей пары. «Грузовая шестерня» уменьшала нагрузку на двигатель объемом 1.2 и мощностью 62 л.с. ВАЗ-2102 также выпускался с моторами объемом 1.3 и экспортным вариантом - 1.5 мощностью 77 л.с. Все моторы использовали бензин марки АИ-93.
Один из самых больших недостатков первых моделей Жигулей - повышенный износ распределительного вала, металл которого был неустойчив к нагрузкам и коррозии. В конце семидесятых эту проблему частично устранили. Ну, а мелочами, типа отсутствия нормальной звукоизоляции или проникающих в салон через заднюю дверь пыли и выхлопных газов, наших автолюбителей не испугать.