Об особенностях, трудностях и перспективах ведения бизнеса в сфере общепита за рубежом рассказывает Анна Цфасман, основательница международной сети кофеен "Даблби"
Прежде всего, необходимо понять, нужен ли вам бизнес за границей. Чаще всего это означает переезд, будь то личный или командный, в совершенно незнакомую страну, где есть свои правила, особенности ведения бизнеса и жизни в целом. Поэтому нужно взвесить, насколько бизнес, который вы собираетесь открывать, интересен в этой стране, имеет место и право существования в ней. Постарайтесь оценить емкость рынка, приблизительные перспективы и возможности развития вашего бренда за рубежом.
Особая ситуация сложилась в странах бывшего СССР. Если вы собираетесь привести туда российский бренд, а не создавать новый, то вам обязательно нужно оценить, как население относится к России и к российским брендам. Общее настроение в стране может сыграть с
вами злую шутку.
Совсем другая ситуация на рынках Европы, Англии или США: конкуренция там выше, а бизнес-условия жестче, чем мы привыкли. Нужно трезво оценить свои силы: готовы ли вы работать со знанием того, что вы здесь далеко не первый и не лучший? Более того, у вас есть большая сложность — вы не знаете особенностей рынка, и у вас нет друзей, которые бы могли вам с этим помочь. Мы не понимаем всех национальных привычек людей. Например, как они выбирают рестораны или кофейни, в которые ходят? Все это в конечном итоге оказывает огромное влияние на ваши финансовые показатели.
Нужно быть готовым, что бизнес за рубежом — это всегда дороже. Повторяю: всегда. В другой стране, даже если вы работаете с местными, вам все будет обходиться дороже, чем тем, кто там уже живет и работает.
У вас нет связей, вы не знаете, как все работает, и об этом очень быстро распространяются слухи: появился новый игрок, на котором можно заработать. Например, шумоизоляцию в заведении можно сделать за две тысячи евро, а можно за двадцать тысяч, но пока вы не разберетесь, вы никогда об этом не узнаете. А как правильно оформить ту же лицензию на деятельность?
Сразу возникает огромное количество разных вопросов, и приходится пользоваться услугами консультантов. Без опыта путь всегда дольше и дороже.
Существенный вопрос — это переезд команды. Со стороны, кажется, что достаточно собрать чемодан. В действительности людям нужно решать много своих вопросов, в том числе семейных. Не всем подходит жизнь за границей. Условия там не такие, как люди себе часто представляют. А если речь о переезде в страну, неблизкую нам по менталитету, например, в Китай? Человек морально должен быть готов к новым реалиям и правилам.
Еще одна сложность — это найти помещение. Во многих развитых странах идет битва за хорошие места, потому что конкуренция на рынке крайне высока.
Отдать хорошее помещение недавно образовавшейся компании с российскими корнями или отдать его сложившемуся местному оператору? У российских компаний часто просят большой депозит. Будьте готовы, что вас могут попросить оплатить аренду на пять лет вперед, подписав договор на десять. Разумеется, это большие риски и невозвратные деньги, поэтому, если что-то пойдет не так, финансовые потери будут серьезные.
Если нанимать на работу европейцев или людей из стран, где нет серьезного экономического кризиса, нужно быть готовым, что они не очень держатся за работу. В нашей точке в Барселоне девушка не вышла на смену и не открыла кофейню. Спустя три часа она появилась, сказав, что была у врача, и показала справку о том, что у нее депрессия.
Пришлось освободить ее на две недели от работы и оплачивать ее больничный.
В США другая особенность: если человеку что-то не нравится, он может встать уйти прямо посередине рабочего дня и таким образом уволиться.
Отдельно нужно изучать юридическую и бухгалтерскую стороны вопроса, налогообложение, уплаты взносов и пошлин. В цивилизованных странах с этим строго: любой проверяющий может закрыть ваше заведение, если выявит нарушения.
И наконец, о плюсах. Если вам удается построить международный бренд, то стоимость вашего бизнеса становится несоизмеримо выше, чем стоимость бизнеса в одной стране.
Причем неважно, где вы его построили: в России или в Европе. Если у вас большой международный бизнес, то у вас появляются другие механики управления компанией, а стоимость бренда умножается на хороший коэффициент. У вас появляется возможность совершенно по-другому смотреть на индустрию и на то, что делаете в ней вы.